30 авг. 2020 г.

ОБЕРНИСЬ И СОСЧИТАЙ ДО ДЕСЯТИ...

 

I want your love in my hands, 
Where I can feel it,
Love in my heart, where I can keep it warm,
Turn up your radio now,
I’m calling out your name! *
Dead or Alive — Turn around and count 2 ten


        Музыка всегда была со мной — в буквальном смысле. Лет с четырех я умела обращаться с кассетным магнитофоном старшей сестры; к шести годам для учебы мне подарили свой. А в начальной школе появился плеер Sony Walkman WM-FX195, умевший не только крутить пленки, но и имевший на борту встроенное радио — очень круто! Настоящий друг, здорово скрашивающий дорогу от дома до школы или музыкалки и обратно.

        Какое-то время у меня был CD-плеер, но модель уже не вспомнить. В начале нулевых технологии в области мультимедиа развивались с невероятной скоростью, и в 2006-м году у меня появился мобильный телефон с поддержкой формата MP3. Разумеется, более громоздкие плееры уступили дорогу ему.


        Но прослушивание музыки на телефоне имело множество минусов: быстрый разряд аккумулятора, низкое качество звука и очень скромный объем внутренней памяти, которую можно было использовать для загрузки не только музыкального контента. Еще позже ко мне в руки попал MP3-плеер — предел мечтаний школьника-меломана. Компактный, имеющий достаточный (по меркам того времени) объем памяти, и действительно долгоиграющую батарею. Чего еще было желать? Впрочем, этот формат плеера актуален для меня и по сей день — не люблю слушать музыку на смартфоне, и предпочитаю использовать отдельный заточенный под нее девайс.
        Техника — моя страсть, и я могу вспоминать и рассуждать на эту тему бесконечно. Но чем же были заполнены те кассеты, диски, и целый гигабайт памяти того первого MP3-шника?

        На мои первые музыкальные предпочтения очень повлияла сестра, на тот момент уже студентка. На ее кассетах можно было найти композиции Gorky Park, Milli Vanilli, Modern Talking, Silent Circle, и другую «дискотеку 80-х». И я, гоняя все эти треки вместе с ней или втихую, пока сестра была на учебе, искренне полюбила ту музыкальную эпоху. И, ни о чем не задумываясь, слушала ее представителей на протяжении довольно долгого времени, периодически открывая для себя кого-то нового. Так, однажды мне безумно понравилось творчество Криса де Бурга и Джейсона Донована.


        А вот когда я перешла в среднюю школу, стало чуть сложнее. Музыкальные предпочтения играли немаленькую роль в том, как тебя воспринимали ровесники. Ребята слушали, в основном, всевозможные рок, метал, хип-хоп и рэп. Поп-музыка же, к которой относилась и моя «дискотека 80-х» — была совершенно не в почете, а кем-то и осуждаема.
        Поп-музыка (от англ. «Popular music») — современная популярная музыка, в основе которой — простота инструментовки, ритмичность и акцент на вокал. Чаще всего это песни.


        Поп-музыка легка для восприятия. Песни строятся по схеме «куплет + припев», основную мелодию ведет вокалист, а аккомпанемент по большей части вторичен. Многие композиции ориентированы на танец, а потому имеют четкий ритм. Длина таких песен редко превышает 4 минуты; мощные инструментальные проигрыши практически отсутствуют. Также для поп-музыки более характерны синглы, нежели концептуальные альбомы.

        Песни в этом жанре чаще всего посвящены чувствам — любви, радости, печали. Может, из-за этого мои школьные товарищи так недолюбливали это направление — из-за излишней, на их взгляд, эмоциональности? Правда, не вся поп-музыка одинакова. И насколько сильно меня привлекало ретро, настолько же сильно я не любила актуальных представителей попсы. Старые композиции всегда казались мне более яркими по музыкальному материалу и с более осмысленными текстами. Всего этого очень не хватало современной эстраде.

        Как бы то ни было, я никогда не отказывалась от своих пристрастий в угоду обществу. К тому же, помимо звучания, мне нравились клипы и стиль музыкантов — а в этом плане 80-е были довольно смелыми, во всех отношениях и жанрах.
        Сейчас мои музыкальные предпочтения стали шире, но «дискотеку 80-х» я по-прежнему нежно люблю, и она занимает очень много места, как в душе, так и в плеере. Под нее я отдыхаю, она здорово расслабляет, когда это необходимо; часто она служит хорошим фоном для каких-то ежедневных рутинных задач. В музыке той эпохи я всегда могу найти песни под любое настроение.

        Dead or Alive — один из моих любимых коллективов того времени. Британская группа из Ливерпуля, завоевавшая особую популярность, исполнив главный хит 1985 года — You Spin Me Round (Like a Record) — песню, на которую в дальнейшем было записано невероятное количество каверов.

        Для Пита Бёрнса, солиста и организатора, группа Dead or Alive — не первый коллектив, но именно в нем сформировался его фирменный стиль. В течение первых трех лет с 1980-го года в группе менялись участники; «золотым» же составом можно считать четверых — бессменного солиста-вокалиста Пита Бёрнса, барабанщика Стива Коя, басиста Майка Перси и мультиинструменталиста Тимоти Левера, который отвечал за саксофон, гитару и клавиши.
        Углубляясь в музыкальную стилистику этой группы, можно выделить два поджанра поп-музыки — New Wave и Hi-NRG. Первый сближает их творчество с панк-роком, второй же уводит его в электронную музыку с высоким темпом (130-140 ударов в минуту), мощным вокалом, броским текстом и цепляющей мелодией. Такое звучание наполнено энергией — о чем и говорит соответствующий термин. Большинство композиций Dead or Alive имеют довольно провокационные тексты, и очень заводные, нарочито танцевальные ритмы. Таковы почти все клипы и видео с концертов, где музыканты все время находятся в движении.

        Основатель группы Пит Бёрнс, помимо прекрасных вокальных данных, обладал очень яркой, даже эпатажной внешностью. Его тело украшало множество татуировок, а андрогинные черты лица и длинные волосы позволяли ему выходить на сцену как в мужском образе, так и в женском. Отмечу, что смотрелось это удивительно гармонично, хотя и непривычно для большинства людей даже в наше время. Но музыканты в 80-х могли и позволяли себе очень многое! Впрочем, Бёрнс в плане эпатажа не изменял себе до конца — за всю жизнь он перенес около трехсот пластических операций, последние из которых негативно сказались не только на внешности, но и на голосе. Вероятно, количество наркозов также сыграло роль в его ранней кончине. 23 октября 2016 года, в возрасте 57 лет у Бёрнса остановилось сердце. Если бы не это печальное событие — кто знает, чем еще удивил своих слушателей этот необыкновенный музыкант. Он жег до последнего.

        Оглядываясь более чем на двадцать лет назад, я вспоминаю старый кассетный магнитофон старшей сестры — черный, почти полностью обклеенный стикерами кислотных цветов, с одним отломанным подкассетником… Он стал для меня проводником в мир «дискотеки 80-х», ее символом.


* — Я хочу твоей любви в своих руках,
Так чтобы я это чувствовал.
Я хочу любви в своём сердце, где я могу хранить её.
Включи своё радио,
Я зову тебя!

Ирина Дмитриева
редактор-корректор Ксения Хорт

частный журналистский проект notes Musica opus


Фото из открытых источников

Комментариев нет:

Отправить комментарий