ПРИНОШЕНИЕ МАЭСТРО: ПАМЯТИ АРНОЛЬДА КАЦА
18 сентября, в день рождения легендарной личности, выдающегося дирижера — Арнольда Михайловича Каца, чье имя с честью носит концертный зал Государственной филармонии, музыканты Новосибирского академического симфонического оркестра (под управлением главного дирижера и художественного руководителя Томаса Зандерлинга) сыграли свой первый концерт абонемента 2020/2021, открыв сезон симфонических встреч со слушателями. В качестве солистов концерте приняли участие известные российские музыканты, лауреаты международных конкурсов — народный артист РФ, виолончелист Сергей Ролдугин и обладатель бронзовый медали XV конкурса им. Чайковского, скрипач Павел Милюков.
За пятьдесят лет руководства оркестром, Арнольду Михайловичу удалось претворить в жизнь исполнение около пяти тысяч произведений разных эпох, направлений и композиторских стилей. Завершив учебу в Ленинградской консерватории по классу скрипки (профессора В. Шер и Л. Цейтлин) и дирижерский факультет в классе профессора И. Мусина, в 1952 году он начал карьеру дирижера, а уже через четыре года приступил к формированию оркестра, в первоначальный состав которого вошли выпускники Московской, Ленинградской, Горьковской, Минской, Свердловской консерваторий и музыканты города Новосибирска.
Создание первого самостоятельного симфонического оркестра уровня, выведшего коллектив в ранг лучших оркестров страны и мира, — шаг в историю, летопись которой продолжается и по сей день. О самоотверженности, «строжайшей художественной дисциплине», невероятном магнетизме и творческой энергии Арнольда Михайловича до сих пор вспоминают коллеги и ученики. Традиции дирижеров-скрипачей продолжает и нынешний руководитель НАСО — один из самых авторитетных дирижеров современности — Томас Зандерлинг. Именно его отец, Курт Игнатьевич, поддержал Каца в принятии решения о необходимости создания собственного оркестра, впоследствии получившего звание «Академический» — коллектива, узнаваемого в разных странах по своему неповторимому звучанию. Так, переплетения судеб разных талантливейших людей рождают нерушимые связи музыки со временем и во времени вне его принципов минутного бытия.
Вечер памяти открыла Вторая симфония Людвига ван Бетховена, исполнение которой было приурочено к еще одной знаменательной дате — 250-летию со дня рождения венского классициста. Монументальное полотно с отчетливо выраженной героикой с одной стороны продолжает традиции Гайдна и Моцарта, а с другой — предвосхищает новаторство симфонического стиля Бетховена. Новосибирский академический симфонический оркестр вместе с маэстро Зандерлингом составили прекрасный тандем: мастерство музыкантов и их руководителя позволило представить звучание в полной мере возможностей. Выстраивание бетховенского посыла в этом развернутом высказывании получилось на редкость фактурным и точным.
Наблюдая за работой задействованных групп в бетховенской массивной инструментовке, нельзя было не отметить единства коллектива — никакой фрагментарности и обособленности — все было внимательно выстроено, с максимальным взаимопониманием (конечно, все мы понимаем, сколько труда было вложено и какое количество часов кропотливой работы проведено музыкантами на репетициях после долгого перерыва, связанного с пандемией). И, главное, что публике вновь стало доступно живое безукоризненное звучание, взывающее к ответным эмоциям и приятным душевным волнениям. Обостренная сосредоточенность и пульсирующий энергетический поток, устремляющийся в зал под стать бетховенским контрастам рельефных мелодий и интонаций, буквально втягивали слушателей в новую сферу, возникающую здесь и сейчас.
Двойной ля-минорный концерт для скрипки и виолончели Иоганнеса Брамса, ознаменовавший начало позднего периода творческого пути композитора — сочинение, написанное в честь примирения Брамса со скрипачом Йозефом Иоахимом спустя семь лет после разрыва дружеских отношений. Немаловажную роль в Концерте играет мотив «фа — ми — ля» (F — E — A в буквенной системе), представляющий собой перестановку первых букв немецкой фразы «Frei aber einsam» («Свободный, но одинокий») — таковым считался личный девиз Йозефа Иоахима. Но при создании Двойного концерта Брамс думал и еще об одном музыканте — виолончелисте Роберте Хаусмане. Отсюда равноправие солирующих инструментов, его драматическая сюжетная контекстность, многогранная красочность и экспрессия.
Мощным оплотом и поддержкой для солистов — Павла Милюкова (скрипка) и народного артиста РФ Сергея Ролдугина (виолончель), находящихся на одной волне с дирижером Томасом Зандерлингом, был, без сомнения, главный герой этого вечера — симфонический оркестр. Двойной концерт Брамса — замечательная возможность продемонстрировать мастерство и талант солистов, он требует от исполнителей как тщательно проработанной скрупулезной детализации, так и творческой свободы. И очевидно, что это сочинение дается лишь музыкантам высокого класса. Думаю, артистам удалось донести до аудитории их мыслимую концепцию исполнения и палитру чувств в этом сдвоенном развертывании концерта и неисчерпаемой красоте брамсовской партитуры. Музыка, как известно, начинается там, где кончаются слова, и правильнее было бы завершить все фигурой умолчания, предоставив снова право голоса музыке.
Этой осенью Маэстро Арнольду Кацу исполнилось бы 96 лет. Его оркестр продолжает развиваться и совершенствоваться, радовать и удивлять слушателей, с успехом исполняя полотна, что ныне под силу лишь немногим музыкантам.
В преемственности поколений — будущее оркестра, дальнейшее раскрытие его высокого потенциала в академическом музицировании и сохранение лучших традиций, с самого основания заложенных Арнольдом Михайловичем Кацем.
В материале использованы литературные хроники, зафиксированные главным редактором Новосибирского академического симфонического оркестра, почетным работником культуры Новосибирской области — Татьяной Абрамовной Шиндиной.
Маргарита Мендель
частный журналистский проект notes Musica opus
Фото Михаила Афанасьева с официального сайта филармонии, архивные фотографии из открытых источников.
Комментариев нет:
Отправить комментарий