С КЛАССИЦИСТСКОЙ КАМЕРНОСТЬЮ
Новосибирский академический симфонический оркестр во главе с его художественным руководителем и главным дирижером — Томасом Зандерлингом, представил слушателям совершенно классицистскую программу из произведений, созданных на протяжении двух десятилетий конца XVIII — начала XIX вв.
И несмотря на то, что вечер проходил в стенах концертного зала им А.М. Каца, он был наполнен салонной изысканностью — без какой-либо официозности и излишнего ажиотажа. Репертуар был представлен сочинениями Людвига ван Бетховена — увертюрой «Кориолан» и Четвертой симфонией, а также си-бемоль мажорным концертом (№27) Вольфганга Амадея Моцарта. Выбор программы пришелся под стать историческому событию: премьера увертюры Бетховена во дворце князя Лихновского в 1807 году тоже исполнялась вместе с Четвертой симфонией.
В увертюре драматургия музыкального полотна выстраивается вокруг жизненных перипетий римского полководца Гая Марция по прозвищу Кориолан, жившего в V веке до н. э. Бетховен создает ее на основе реальных исторических событий, запечатленных в сочинении малоизвестного австрийского драматурга Генриха-Йозефа Коллина. Музыка сообразна с героем: отличающаяся полярностью звуковых контрастов, с непреклонной жесткостью аккордового движения, происходит развертывание трагической фабулы. Четвертой симфонии наоборот присуще светлое идиллическое настроение в пасторальном русле, простодушная танцевальность и налет романтического флера. Оркестр ведет за собой слушателя, интонируя и проживая каждый звук, концентрируясь на значимости и весомости нотного высказывания, и в этой рациональности — техника взаимодействия оркестра с дирижером, проработка деталей и штрихов разноплановых мелодических кластеров, представленных в оркестровых группах. Емко, по-академически выверенно, с необходимыми динамическими оттенками в приятной градации звукового баланса.
Для исполнения партии солирующего фортепиано в концерте Моцарта была приглашена заслуженная артистка РФ, лауреат международных конкурсов в Белграде (Югославия, 1983, I премия), им. П. И. Чайковского (Москва, 1986, II премия), Монте-Карло (Монако, 1993,), профессор Московской консерватории — Наталия Трулль. Пианистка имеет богатый концертный опыт, она сотрудничала практически со всеми ведущими российскими оркестрами, а также с широко известными зарубежными коллективами: Лондонским симфоническим, Лос-Анджелесским филармоническим оркестром, «Тонхалле-оркестром» (Цюрих, Швейцария), симфоническими оркестрами Монте-Карло, Сантьяго, Чили и др. В первую очередь обращает на себя внимание исполнительская интерпретация Наталии Трулль: публике было предложено несколько оромантизированное исполнение — поэтически утонченное размышление, полное по-гётевски созерцательного мироощущения. Невзирая на достаточно свободные темповые решения и порой излишнюю обертоновую дымку в использовании педали на переходящих пассажах, красочно-звуковая палитра отличалась и стилистическим богатством, и самобытным выстраиванием моцартовской формы. Мягкое туше и деликатность солирующего фортепиано придало атмосфере концерта ощущение камерного единения и потребовало от публики не менее чуткого восприятия. Новосибирский академический симфонический оркестр более чем достойно помог воплотить замысел и собственное видение пианистки, представив нам другого Моцарта — по-импрессионистски динамичным, с элегическими образами, сменяющимися подобно отражениям на водной глади, с изящной звуковой поволокой сотканных на глазах у слушателей музыкальных фраз.
После долгого бесконцертного перерыва отношение к каждой исполняемой программе по-особому трепетно: в любой момент прежняя жизнь может измениться до неузнаваемости. Наблюдая за неумолимой статистикой, ощущение непостоянства и зыбкости нашего положения, к сожалению, не покидает, ведь никто не знает, что ждет нас завтра, но так хочется, чтобы музыка никогда не прерывалась.
Маргарита Мендель
частный журналистский проект notes Musica opus
Фото Михаила Афанасьева с официального сайта филармонии
Комментариев нет:
Отправить комментарий