65 ЛЕТ ТРИУМФА: ШОСТАКОВИЧ, БРАМС
В нынешнем году музыкальный мир отмечает 115-летие со дня рождения Дмитрия Дмитриевича Шостаковича — классика XX века, композитора великого дарования, летописца эпохи. В связи с юбилейной датой Новосибирский академический симфонический оркестр примет участие в масштабном проекте московского зала «Зарядье», представив Симфонию №11 (идея проекта заключается в исполнении всех 15 симфоний конгломератом оркестров и выдающихся дирижеров, а также солистов из разных уголков страны). 13 марта оркестр сыграл ее для новосибирских слушателей на сцене Государственного концертного зала им. А. М. Каца, предварив событие скрипичным концертом Иоганнеса Брамса в первом отделении.
Публике посчастливилось услышать концерт Брамса в интерпретации одного из самых ярких скрипачей своего поколения, победителя престижных международных конкурсов (среди которых XVI конкурс им. П. И. Чайковского, IX скрипичный конкурс им. Й. Иоахима, конкурс им. Н. Паганини и др.) — Сергея Догадина, за плечами которого Санкт-Петербургская консерватория, аспирантуры Высшей школы музыки Кельна и Университета искусств в Граце, а также Венская консерватория. О концерте Брамса Ханс фон Бюлов говорил, что он написан не «для скрипки», а «против скрипки» — настолько замысловата и сложна технически сольная партия. Несмотря на просветленную «победную» тональность (ре мажор), которой присущи праздничные марши и торжественные симфонии, концерту свойственен характерный для Брамса драматизм, пасторальные образы (в прямой связи со Второй симфонией), очаровывающая лирика и стихийная патетика венгерского танца в финале. Великолепно исполненная каденция в Allegro non troppo (написанная Йозефом Иоахимом: Брамс предоставил свободу выражения в концерте его первому исполнителю), когда в зале ни единого шороха (что дорогого стоит), и для каждого звука скрипки солистом был подобран свой оттенок и ювелирная огранка, мысль, обращенная к залу.
Сергей Догадин — исполнительский феномен, сочетающий в себе не только технически безупречное владение инструментом, но и понимание единой концепции дирижера и оркестра, а его увлеченность и экспрессия оставляют приятное эстетическое впечатление. Новосибирский академический симфонический оркестр под управлением художественного руководителя — Томаса Зандерлинга, звучал максимально дисциплинированно и филигранно, демонстрируя прекрасные ансамблевые возможности и умение предоставлять инициативу солирующему инструменту. В качестве биса Сергеем Догадиным было исполнено произведения Никколо Паганини — Интродукция и вариации на тему из оперы Дж. Паизиелло «Прекрасная мельничиха» — чисто, захватывающе и с виртуозным вызовом.
Юбилейное приношение — монументальная 11 симфония Шостаковича, имеющая программный подзаголовок «1905 год» — полотно архисложное и «бесшовное» (все четыре части следуют одна за другой без перерыва), это послание к человечеству, полное глубинного психологизма и исповедальческого трагизма с его неумолимым нагнетанием на протяжении всего произведения. Это не иллюстрация и не воссоздание событий посредством звука, а самая настоящая чистая музыка — вне хроноса, вне опутывающих ассоциаций и параллелей — она сама по себе и есть истина. Сын Шостаковича, Максим Дмитриевич (как никто лучше этого не смог бы выразить) в одном из интервью сказал: «Музыка Шостаковича шире понятия человечности. Ведь такие человеческие чувства как любовь, ненависть, горе, радость всегда извечны и везде одинаковы — в Германии, в Америке, в России. Поэтому вся его музыка посвящена человеческим чувствам. Не думаю, что она как-то менялась бы в зависимости от политической обстановки. Многие говорят, что его музыка — это зеркало нашего времени. Конечно, в ней отражены и страшные моменты нашей истории. Эти страшные моменты вдохновляли Шостаковича на создание произведений». Новосибирский оркестр, за время своего существования не раз исполнявший симфонии Шостаковича триумфально, представил слушателям поистине выдающуюся интерпретацию, соединив драматическую фактурность и ясность фразировки с благородным фирменным звучанием, глубокое оркестровое дыхание — со смысловыми акцентами, концентрируясь на подлинном проживании — пронзительном и в то же время трепетном.
Мощь великого духа одного человека, объединившего тысячи людей; трагизм, который истаивает в финале с последней нотой, с эмоциями внахлест — и первые секунды гробовой тишины, будто зал замирает вместе со временем и остается совершенно неподвижным, потому что первые аплодисменты — тростью смычков о пульты — раздаются от самих музыкантов.
Именно такое эталонное откровение от Новосибирского академического симфонического оркестра будет ждать публику «Зарядья» 18 марта.
Маргарита Мендель
частный журналистский проект notes Musica opus
Фоторепортаж Михаила Афанасьева
Комментариев нет:
Отправить комментарий