25 мар. 2021 г.

ЛИРИЧЕСКИЕ МОТИВЫ

        «Лирические мотивы» — такое название получила мартовская программа «Filarmonica-квартета» (в составе — народный артист России Валерий Карчагин, первая скрипка; заслуженная артистка России Оксана Анисимова, вторая скрипка; Илья Тарасенко, альт; Станислав Овчинников, виолончель). В музыке лирические мотивы чаще всего восходят к образам природы и любви, темам свободы, жизненного пути и творческой дружбы, а композиторское и исполнительское чувствование неразрывно связано с рефлексией.


        Вечер-высказывание квартета Filarmonica выдался изысканным и тонким по красоте, и в то же время не без философского нарратива, обращенного к судьбам двух русских композиторов разных веков — XIX века в лице Александра Порфирьевича Бородина и XX — в лице Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, к их струнным квартетам — №2 и №4 соответственно. Интуитивно два отделения концерта воспринимались как диалогическая встреча бородинской весны — майской, благоухающей цветущими яблонями, со светлыми сумерками, встречаемыми в дачной беседке, и осени Шостаковича — в одиночестве утренней туманной дымки, где-то на опушке леса, с засурдиненным сонорным эхом, когда опадет последний позолоченный осенью лист, медленно кружа, и вот-вот начнет накрапывать холодный позднеоктябрьский дождь. В концерте переплетение лирических мотивов раскрываются с разных сторон: у Бородина — это любовь душевного единения, светлая и чуткая, наполненная поэтической легкостью и чувством благодарности к своей супруге — пианистке Екатерине Сергеевне Протопоповой; у Шостаковича — через трагизм и призму внутреннего переживания: квартет (написанный в тяжелое для композитора время, когда он был обвинен в формализме) посвящен памяти близкого друга Шостаковича — Петра Владимировича Вильямса, и от проникновенной грусти здесь проделывается путь к недвусмысленному гротеску и варьированию мелодической фактуры. «Filarmonica-квартет», можно сказать, «развертывает персонификацию»: опусы, посвященные определенным людям, уже не воспринимаются как написанные в прошлом или же позапрошлом веке — они здесь и сейчас, будто только что созданные и озвученные впервые, о вечном и незыблемом, о наших чувствах. Помните, особое волшебство поэзии? Когда впервые открываешь книгу и сразу же понимаешь: это написано обо мне, о настроениях и порывах, которые я испытываю. Еще сильнее это выражено в музыке, написанной для струнных квартетов, ведь ее не нужно переводить на всевозможные языки мира, ее поймут в любом уголке планеты. В этом — лирический мотив обновления человека, мотив свободы и откровения. 

        Самые яркие части, исполнявшиеся «Филармоникой» не единожды в литературных программах, это, конечно же, третья часть квартета Бородина (Notturno: Andante) и вторая часть квартета Шостаковича (Andantino) — в них заложен секрет, пожалуй, всего квартетного музицирования, заключающегося в стремлении к прекрасному, к совершенствованию мира, но если в симфонии мы ощущаем мощь оркестрового высказывания посредством масштаба полотна и задействования огромных исполнительских сил, то формула квартетного изречения в ином — в весомости каждого струнного голоса, в его камерной проникновенности, не требующей гула медных и духовых. Слушая музыку в интерпретации квартета Filarmonica, уже не хочется говорить о технической искусности коллектива, об их абсолютной «слитости с инструментами» и ансамблевом мастерстве — этот факт неоспорим, он всем давно известен, но уходит на второй план, когда на первом оказываются впечатления от самой музыки. Уместнее сказать о том, что коллектив не перестает покорять слушателей трепетным отношением к шедеврам квартетного репертуара, красотой звукоизвлечения и теплотой его воплощения, проживанием исполняемого произведения, и в этом два главенствующих лирических мотива — обретения и тождества музыки необъяснимому словами и поистине сакральному дару человечества.


Маргарита Мендель
частный журналистский проект notes Musica opus

Фоторепортаж Михаила Афанасьева

Комментариев нет:

Отправить комментарий