12 окт. 2021 г.

ПРИНОШЕНИЕ КОРОЛЯМ: ТИТУЛОВАННЫЕ КВАРТЕТОМ

        «Filarmonica-квартет» открыл юбилейный сезон шедеврами венских классиков.

Народный артист России Валерий Карчагин, заслуженная артистка России Оксана Анисимова, Илья Тарасенко, Станислав Овчинников

        Тридцатый год квартет Filarmonica неизменно радует ценителей искусства программами, ставшими камерной классикой новосибирской филармонической сцены. Одна из таких программ — «Приношение королям», имеющая также вариативное название «Послания VIII столетия» — музыканты преподнесли слушателям как драгоценную музыкальную реликвию, можно сказать Святой Грааль классицизма. Как известно, этот стиль и направление берет свое высокоидейное начало в глубинах истории античного искусства — высшей формы совершенства, константе идеального мира. На австрийский этап классицизма с началом формирования «венской классической школы» приходится и расцвет симфонической музыки, и уже зрелые произведения «отца квартета» Йозефа Гайдна в таких инструментальных жанрах, как соната, струнный квартет, камерные ансамбли различных составов. По стечению исторических обстоятельств именно в Вене развитие профессиональной музыкальной культуры сосредоточилось по большей части вокруг императорского двора, аристократических салонов (в меньшей степени бюргерских кругов), при католической церкви.

        Красной нитью нынешней программы «Филармоники» проходит идея исполнения квартетов, посвященных аристократам времен классицизма — князьям, королям и графам. Так называемые «Русские квартеты» Йозефа Гайдна были написаны для великого князя Павла Петровича, будущего российского императора Павла I. Вольфганг Амадей Моцарт, восторгающийся творениями Гайдна, создал свои последние квартеты для прусского короля-виолончелиста Фридриха Вильгельма II (отсюда и название — «Прусские квартеты»). Людвиг ван Бетховен, будучи признанным мастером, обращает три квартета 59-го опуса к графу Андрею Кирилловичу Разумовскому — русскому послу в Вене, прекрасно владевшему скрипкой (к слову, Разумовский прославился не только как дипломат, но и как меценат и создатель первого в Европе квартета с постоянным составом). Разумовский же в свою очередь с теплом относился к новым квартетам композитора, пересылая первые партитуры Бетховена в Россию.

        Filarmonica фокусирует взгляд публики на венской классике в трех квартетах: №3 Гайдна (ор.33), №21 Моцарта (KV 575) и №9 Бетховена (также №3, ор.59). До-мажорный квартет Гайдна за свою яркость и образность был назван «Птичьим» (в частности поводом к этому послужил тематизм финала), считается, что опус 33 находится на пороге зрелости квартетного искусства композитора. Новосибирский коллектив представил скрупулезно детализированную ткань в консонансной чистоте и совершенстве квартетной формы: первая часть прозвучала легко и воздушно (пожалуй, ассоциативно ее можно было бы сравнить с фиоритурными перистыми облаками), небольшая вторая часть была наделена тембральной теплотой и перекличками утреннего птичьего щебета, третья — та самая светская беседа четырех талантливых музыкантов, о которой говорил сам Гайдн, неторопливая и элегантная, поистине изысканно воссозданная, и финал — «картина жизни», колоритная и удивительно самобытная, выбивающаяся из общей «дворцовой эстетики». 


        После гармоничного во всех аспектах (от технического до стилевого) исполнения Гайдна как положено хроникальной последовательности, прозвучал ре-мажорный моцартовский квартет, насыщенный полифоническими элементами (в полифонизации ученик превзошел самого наставника). «Филармоника» наделяет этот квартет балансом красок и отточенностью штрихов, ощущением доверительного диалога с внимательным слушателем и атмосферой сотворчества. Есть в этом квартете нечто волнующее, нежное и наивно-прелестное, на самом деле скрывающее за собой преисполненной мудрости простоту и красоту (вероятно, привычнее нам называть это «гениальностью»). Приятно видеть и чувствовать, когда артисты на сцене получают от процесса игры удовольствия не меньше, чем слушатели, когда их энергия созидания буквально заряжает зал свободой творчества и радостью.

        Хочется также отметить, что отказ от световых проекций и от использования экрана на заднике сцены, позволил полноценно сконцентрироваться на восприятии, ведь в некоторых видах искусства движение в угоду новейшим технологиям только мешает, а в восприятии камерной музыки — самом сокровенном и исповедальном виде исполнительской деятельности — тем более.


        Настоящее откровение ждало публику во втором отделении. Не побоюсь это слова, эталонное исполнение третьего квартета Бетховена, вошло в коллекцию самых сильных концертных впечатлений (лично для меня наряду с исполнением второго квартета Яначека и квинтета Брамса с Екатериной Мечетиной). Воедино сложилось все: и сочетание исполнительских техник и темперамента каждого музыканта, и единодушие в интерпретации, благодаря чему у слушателей появилась возможность уловить через музыку те неисповедимые пути и образы, заложенные композитором, что ведут к извечным размышлениям о силе духа и пламени истины. В свое время критикам, что были не в силах по достоинству оценить великолепие 59-го опуса, Бетховен говорил: «О, это не для вас, это для грядущего времени!». И это время пришло, Бетховен был абсолютно прав. Не случайно в исследовательской литературе квартеты 59-го опуса часто называют «квартетными симфониями», их симфоничность проявляется как в глубине идей и динамике развития, так и в оркестровом характере фактуры. «Филармонике» удалось передать и глубину смыслов, и сокровенные порывы души, и ощущение натянутого обнаженного нерва, который в эмоциональных приливах и их наслоении перерастает в исконное человеческое переживание, после которого мелодия на выдохе внезапного pianissimo будто находит утешение в солидарности четырех смычков.

Публику, разразившуюся бурными аплодисментами после исполнения Бетховена, квартет Filarmonica отпустил не сразу. Последним приношением вечера стала транскрипция песни Yesterday группы The Beatles из «Английских сюит» сибирского композитора Сергея Ивановича Кравцова, покинувшего мир в мае этого года. Первый сезон, который музыканты квартета открывают без верного друга, творческого единомышленника и соратника — Сергей Иванович старался не пропускать концерты любимого коллектива и всегда приходил с букетом белых роз. Когда мы с щемящим чувством на сердце, немного растерянно говорим «сегодня он не с нами», мы верим, что еще обязательно встретимся и чувствуем, что на самом деле он с нами теперь уже навсегда — в душе и памяти. Пусть слезы наполняют глаза, музыка Сергея Ивановича продолжает звучать и жить вместе с нами в этом мире — порой несправедливом и несовершенном. И лишь благодаря стремлению людей к поистине прекрасному, мир возрастает в благодати — и это самое главное.

        В следующей абонементной программе «Filarmonica-квартет» обратится к музыке представителей нововенской школы – Арнольду Шенбергу и Альбану Бергу, а также к творчеству польского композитора и дирижера Кшиштофа Пендерецкого. Ближайшие концерты квартета состоятся 18 и 20 ноября.


Маргарита Мендель
частный журналистский проект notes Musica opus

фото Михаила Афанасьева, Маргариты Мендель

Комментариев нет:

Отправить комментарий