В двух ноябрьских программах квартет Filarmonica представил новосибирские премьеры Шенберга и Пендерецкого, а также редко исполняемые квинтеты Моцарта.
Первый концерт коллектива получил вполне биографическое, манускриптное название «Листки ненаписанного дневника», отсылающее, с одной стороны, к премьере одноименного квартета Кшиштофа Пендерецкого, а с другой — к опусу «Интимные письма» Леоша Яначека — чешского композитора рубежа XIX-XX веков. Нотное письмо и письмо мемуарное сыграли здесь в литературно-музыкальный парафраз, не лишенный программности.
Яначек (занимающий в истории чешской музыки XX века такое же почетное место, как в XIX веке его соотечественники — Сметана и Дворжак), как истинный моравский мастер, опирался на народное творчество, на интонации звучащей речи, проводя немалое количество времени в фольклорных и этнографических экспедициях. Струнный квартет «Интимные письма» — последнее оконченное произведение композитора, где ноты — словно невидимые чернила рукописного дневника, которые проявляются при обращении музыкантов к партитуре. Строчки Яначека «…не могу утолить жажду поцелуев, это как обжигающий огонь внутри меня, который разгорается все жарче и жарче», обращенные к возлюбленной (в июле 1928 года, за месяц до смерти композитора) наиболее точно характеризуют эмоциональное содержание квартета. Сочинение Яначека невозможно рассматривать вне писем, вне его рукописной исповеди более чем в 700 письмах — итога поздней любви композитора к замужней Камилле Штесловой, которая была младше Леоша на тридцать восемь лет (по задумке композитора партия альта играет особенно важную роль, являясь тембровым воплощением Камиллы).
Каждый раз слушая этот квартет в исполнении «Филармоники» (в составе — народный артист России Валерий Карчагин, первая скрипка; заслуженная артистка России Оксана Анисимова, вторая скрипка; Илья Тарасенко, альт; Станислав Овчинников, виолончель), не устаю поражаться красоте и сложности музыкального языка Яначека, его непостижимости драмы горячо любящего сердца, которому суждено угаснуть, ибо человек не вечен, но Яначеку удалось невозможное — наделить свою любовь непревзойденным звучанием, подарить своей последней любви вечную жизнь — искру, вспыхивающую в душе слушателя и наполняющую ее чувством, желанием, волей. То же, что и Яначеку, удалось квартету Filarmonica. В их прочтении интимных писем угадывалось и тихое свечение любви с исповедальной нежностью sotto voce, и взрывная экспрессия ревности, витальная одержимость, переходящая в неизлечимую меланхолию. Завершенность и филигранная взвешенность каждой фразы, граничащая с перфекционизмом, музыкантская синергия дали потрясающий эффект на уровне камерного эталона исполнения, слушательского ощущения первозданности, некой точки абсолюта, за которой уже ничего более воздействующего быть не может.
На этой эмоциональной волне состоялась первая премьера — ранний квартет Арнольда Шенберга — композитора-автодидакта, не получившего систематического образования, но ставшего одним из величайших мастеров XX столетия. Единственный наставник Шенберга, а впоследствии близкий друг и соратник — Александр Цемлинский дает ряд советов и замечаний по написанию ре-мажорного струнного квартета (1897 года), он же показал набросок квартета Иоганнесу Брамсу, которым Шенберг восхищался, и квартет был одобрен немецким романтиком. Узнаваемый нами образ Шенберга в музыке — по его додекафонии, атональности, увлечению модуляциями и диссонансами — в раннем квартете если и проявляется то весьма призрачно и вскользь, а пока перед нами жизнерадостный 23-летний юноша — опирающийся в своем творчестве на классицистские традиции, смотрящий в сторону романтизма (в третьей части особенно ощущается влияние Брамса и Шуберта), народно-танцевальной стихии Дворжака и отдаленно — французского импрессионизма. «Филармоника» наделяет квартет многомерной текстурой a la impasto, сотканной из самого лучшего в многообразии стилистик, что вобрал в свое творчество Шенберг — где-то меланхолически и психологически тонко высвечивая светотеневые контрасты и настроения, где-то уходя в философский речитатив, проживая каждое композиторское высказывание как собственноличное.
Вторая премьера вечера — Третий струнный квартет польского композитора Кшиштофа Пендерецкого — последнего из могикан ХХ века, покинувшего этот мир в марте 2020 года. Обращение в ноябрьской программе Filarmonica-квартета к творчеству этого композитора неслучайно — накануне, 23 ноября, Пендерецкому исполнилось бы 88 лет. Как один из главных представителей восточноевропейского музыкального авангарда, пан Кшиштоф, пройдя периоды сонорной техники и алеаторического письма, в своем творчестве развернулся в сторону традиционности, больше тяготея к неоромантизму (примечательно, что между вторым «авангардным» и третьим «неоромантическим» квартетом заключен промежуток времени в сорок лет), что было связано с острой внутренней потребностью передачи общечеловеческих идей, роднящих Пендерецкого с Малером и Шостаковичем.
Его одночастный квартет «Листки ненаписанного дневника» (2008 год) пассионарен в высвобождении энергии, его психологический рисунок автобиографического высказывания вытекает из соло альта (еще один «образный код»). Квартет графичен, он буквально выстраивает плотность, объемность пространства и времени по собственным канонам нотного письма, это вспышки энергии, материализующиеся в звуке — нервном, мятущемся, это вибрирующие атомы космоса, это контрасты — удаления и внезапного приближения, разряжения и сгущения до точки — пульсара (возможно, это и есть душа), помещенного в холодную темную материю вселенной. «Филармоника» преподнесла публике действительно сенсацию, явила сверхъестественное откровение, к которому хочется возвращаться снова и снова (одного раз недостаточно), в попытке познания экзистенциальной концепции человеческого бытия, в попытке прийти к диалогу между человеком и Богом, который Пендерецкий выверил в своем предпоследнем квартете.
Программа под названием «В солнечных тонах», состоявшаяся через несколько дней после премьер, открыла новый цикл концертов «Filarmonica приглашает». Полярна предыдущей, полностью мажорная и монографическая, она была посвящена творчеству Вольфганга Амадея Моцарта и соединила в себе светлую ажурную стройность струнных с аллюзиями духовых инструментов (на первый взгляд необычные составы ансамблей позволили высветить новые грани и тембры моцартовской фактуры). Так, в качестве экспозиции концерта коллектив исполнил блестящий и легкий, полный искрометного юмора фа-мажорный дивертисмент, хорошо известный постоянным слушателям «Филармоники».
Валерий Карчагин и Станислав Овчинников в коллаборации с коллегами — артистами Новосибирского академического симфонического оркестра — Иваном Шихановым (флейта), Артемом Черновым (фагот) и Александрой Огородниковой (альт) представили слушателям Квинтет си-бемоль мажор КV 174 (1773 год). Надо сказать, что квинтеты Моцарта ничуть ни уступают его струнным квартетам, и вполне сопоставимы с ними как по глубине содержания, так и по новизне авторского стиля. Переложение си-бемоль мажорного квинтета, где вместо второй скрипки и второго альта звучит флейта и фагот, было создано самим Моцартом, и это позволяет провести параллели с художественной культурой, где флейта неизменно привносит пасторальную идиллию, ассоциируется с образами Фавна и Пана, топиком любви как формой воплощения светлого начала в мифопоэтике, — фагот же, напротив, обладает красотой звука скорее инфернальной, амплуа неизведанного и сказочного (часто комического), связанного с потусторонним миром, что вовсе не противоречит его выразительным лирическим истокам. Интерпретация си-бемоль мажорного квинтета получилась будто бы инкрустированной солнечным светом, в достатке в ней было и чуткости, и мастерства, и прихотливых диалогов, и красивой «звуковой прослойки» за счет сочетания теплоты струнных, богатой фаготной палитры и серебристого голоса флейты.
Следующая квинтетная страница вечера — сочинение для валторны и струнных ми-бемоль мажор (KV 407) в исполнении Оксаны Анисимовой, Илья Тарасенко, Александры Огородниковой, Станислава Овчинникова и заслуженного артиста России Василия Соколова (валторна). Все основные сочинения с участием валторны, в том числе четыре концерта и Квинтет KV 407, Моцарт написал для своего друга, венского валторниста-виртуоза Йозефа Лейтгеба — незаурядного музыканта, обладателя отменной техники. По мнению биографа Моцарта Германа Аберта, KV 407 сложно назвать квинтетом в традиционном смысле слова, он скорее похож на сонату для валторны, в которой партию фортепиано отдали струнным. Действительно, партия валторны выделяется среди других инструментов, но также прекрасно слышен и ее диалог со скрипкой. Музыканты показали прекрасное чувство ансамбля, изысканную артикуляцию, динамический баланс голосов, объединенных «единым куполом»; интересно и тонко были выстроены линии партий струнных и валторны с ее мягкой матовостью и отдаленностью эха.
Юбилейный сезон Filarmonica-квартета набирает обороты, и уже в декабре слушателей будут ждать новые программы — «Испанские истории» (14 декабря) в рамках XIV Международного Рождественского фестиваля искусств, где к артистам «Филармоники» присоединится известный испанский баянист Горка Эрмоза, а уже 17 и 23 декабря состоится концерт «Рождение русского квартета», в котором прозвучат опусы Бородина и Чайковского.
Маргарита Мендель
частный журналистский проект notes Musica opus
Фотографии Михаила Афанасьева
предоставлены пресс-службой Новосибирской филармонии
Его одночастный квартет «Листки ненаписанного дневника» (2008 год) пассионарен в высвобождении энергии, его психологический рисунок автобиографического высказывания вытекает из соло альта (еще один «образный код»). Квартет графичен, он буквально выстраивает плотность, объемность пространства и времени по собственным канонам нотного письма, это вспышки энергии, материализующиеся в звуке — нервном, мятущемся, это вибрирующие атомы космоса, это контрасты — удаления и внезапного приближения, разряжения и сгущения до точки — пульсара (возможно, это и есть душа), помещенного в холодную темную материю вселенной. «Филармоника» преподнесла публике действительно сенсацию, явила сверхъестественное откровение, к которому хочется возвращаться снова и снова (одного раз недостаточно), в попытке познания экзистенциальной концепции человеческого бытия, в попытке прийти к диалогу между человеком и Богом, который Пендерецкий выверил в своем предпоследнем квартете.
Программа под названием «В солнечных тонах», состоявшаяся через несколько дней после премьер, открыла новый цикл концертов «Filarmonica приглашает». Полярна предыдущей, полностью мажорная и монографическая, она была посвящена творчеству Вольфганга Амадея Моцарта и соединила в себе светлую ажурную стройность струнных с аллюзиями духовых инструментов (на первый взгляд необычные составы ансамблей позволили высветить новые грани и тембры моцартовской фактуры). Так, в качестве экспозиции концерта коллектив исполнил блестящий и легкий, полный искрометного юмора фа-мажорный дивертисмент, хорошо известный постоянным слушателям «Филармоники».
Валерий Карчагин и Станислав Овчинников в коллаборации с коллегами — артистами Новосибирского академического симфонического оркестра — Иваном Шихановым (флейта), Артемом Черновым (фагот) и Александрой Огородниковой (альт) представили слушателям Квинтет си-бемоль мажор КV 174 (1773 год). Надо сказать, что квинтеты Моцарта ничуть ни уступают его струнным квартетам, и вполне сопоставимы с ними как по глубине содержания, так и по новизне авторского стиля. Переложение си-бемоль мажорного квинтета, где вместо второй скрипки и второго альта звучит флейта и фагот, было создано самим Моцартом, и это позволяет провести параллели с художественной культурой, где флейта неизменно привносит пасторальную идиллию, ассоциируется с образами Фавна и Пана, топиком любви как формой воплощения светлого начала в мифопоэтике, — фагот же, напротив, обладает красотой звука скорее инфернальной, амплуа неизведанного и сказочного (часто комического), связанного с потусторонним миром, что вовсе не противоречит его выразительным лирическим истокам. Интерпретация си-бемоль мажорного квинтета получилась будто бы инкрустированной солнечным светом, в достатке в ней было и чуткости, и мастерства, и прихотливых диалогов, и красивой «звуковой прослойки» за счет сочетания теплоты струнных, богатой фаготной палитры и серебристого голоса флейты.
Следующая квинтетная страница вечера — сочинение для валторны и струнных ми-бемоль мажор (KV 407) в исполнении Оксаны Анисимовой, Илья Тарасенко, Александры Огородниковой, Станислава Овчинникова и заслуженного артиста России Василия Соколова (валторна). Все основные сочинения с участием валторны, в том числе четыре концерта и Квинтет KV 407, Моцарт написал для своего друга, венского валторниста-виртуоза Йозефа Лейтгеба — незаурядного музыканта, обладателя отменной техники. По мнению биографа Моцарта Германа Аберта, KV 407 сложно назвать квинтетом в традиционном смысле слова, он скорее похож на сонату для валторны, в которой партию фортепиано отдали струнным. Действительно, партия валторны выделяется среди других инструментов, но также прекрасно слышен и ее диалог со скрипкой. Музыканты показали прекрасное чувство ансамбля, изысканную артикуляцию, динамический баланс голосов, объединенных «единым куполом»; интересно и тонко были выстроены линии партий струнных и валторны с ее мягкой матовостью и отдаленностью эха.
Юбилейный сезон Filarmonica-квартета набирает обороты, и уже в декабре слушателей будут ждать новые программы — «Испанские истории» (14 декабря) в рамках XIV Международного Рождественского фестиваля искусств, где к артистам «Филармоники» присоединится известный испанский баянист Горка Эрмоза, а уже 17 и 23 декабря состоится концерт «Рождение русского квартета», в котором прозвучат опусы Бородина и Чайковского.
Маргарита Мендель
частный журналистский проект notes Musica opus
Фотографии Михаила Афанасьева
предоставлены пресс-службой Новосибирской филармонии
Комментариев нет:
Отправить комментарий