10 дек. 2021 г.

БАЛКАНСКИЙ ГЕДОНИЗМ В ЗАСНЕЖЕННОЙ СИБИРИ

        Всемирно известный югослав Горан Брегович и его «Свадебно-похоронный оркестр» исполнили балканские хиты на сцене Новосибирской филармонии


        Его музыка вобрала в себя из разных культур, кажется, все самое истинное и нерушимое — в ней и цыганский дух, и пламенная пляска свободолюбивых народов, и молитвенные призывы муэдзинов, и берущий за душу балканский мелос. Ни рок-антуража, ни снобизма, ни скандальной мишуры, но тем не менее его концерты собирают полные залы и стадионы, в каждом уголке мира этого музыканта ждут. Автор двенадцати альбомов и музыки к более чем двадцати фильмам, Горан Брегович, как странствующий маг и чародей (но, к счастью, по-булгаковски не «профессор» марксизма, в чем признался композитор на пресс-конференции), привнес в Рождественский фестиваль не только драйв куражных ритмов, но и ощущение некой рок-н-ролль-ной свободы и даже аргентинской терпкости. Эдакий фолк-фьюжн, соединяющий цыганские мотивы, широко распространенные в Сербии и Македонии, клезмер еврейской свадьбы и плач мусульманских похорон.


        С фирменным перформансом — выходом через зал, выступление началось с клича духовых, медленно продвигающихся к сцене, где уже расположились остальные музыканты оркестра — здесь и трубы, и баритон-горны, и саксофон с кларнетом, барабаны и гитара, мужское арабское пение и болгарский вокальный дуэт в национальных платьях — сочетание специфическое и эффектное. Вероятно, творчество Бреговича продиктовано множеством метафор и аллегорий, связанных с его «маленьким Иерусалимом» — родным Сараевом — уникальным историческим местом — единственной границе между православием, католицизмом и мусульманством. Отсюда впечатление хаоса, стократных мелодических наслоений, ощущение неразрешимости вопросов и абсолютное бесстрашие перед всем, что ты делаешь. Концерт — об истории народов, о скитании по бескрайним пустыням, горам, живописным долинам в поиске пристанища, которого нет, потому что каждый кусочек земли и неба и есть твой дом, о кочевании бессмертного табора под завывание меди, о вселенских вибрациях в духе Коэльо, ибо что бы ни случилось — мактуб.


        Звучали известные композиции — зажигательная Balkaneros, лирическая In The Death Car под фонарики телефонов, плавно двигающихся в такт мелодии, забойный Gas Gas Gas, а также Marushka, Mazel Tov, Baila Leila, Ederlezi, Kalashnikov, Bella ciao и другие. Конечно, не хватало танцевального партера (а не танцевать было практически невозможно), но даже в строгом академическом концертном зале слушатели нашли возможность обретения атараксии и высвобождения эмоций, танцуя прямо в проходах, подпевая хором и вообще бурно реагируя на все происходящее на сцене.


        Одни узнают творчество Горана Бреговича по музыке к кинофильмам Эмира Кустурицы — «Время цыган», «Мечты Аризоны» и «Андерграунд», а также по фильму с Изабель Аджани «Королева Марго» и Пьером Ришаром в киноленте «Тысяча и один рецепт влюбленного кулинара», а также музыке к российскому блокбастеру «Турецкий Гамбит». Другие же знают Горана как лидера и автора почти всего репертуара группы Bijelo Dugme («Белая пуговица»), игравшей югославский хард-рок. Но палитра Бреговича гораздо шире и красочнее, а легкое сценическое сумасшествие — это один из принципов жизненной философии музыканта, о чем он рассказал новосибирским журналистам накануне концерта:


— Вы, несомненно, понимаете, что Сербия воспринимает Россию как большого брата. Мы знаем русские слова, вашу историю, ваших композиторов, писателей и поэтов. Но русским не так много известно о сербах, и для меня большая радость представить небольшую часть нашего балканского наследия. И русские, и сербы считают, что музыки всегда недостаточно, если она в чистом виде, нам необходимо еще немножечко легкого сумасшествия. Именно это я и привношу в свои концерты.
Очень надеюсь, что в следующем году музыка вернется в концертные залы. Раньше я играл около 120-150 концертов в год, и пандемийная пауза стала возможностью приостановить работу на год-полтора. Но я не жалуюсь, было даже хорошо. У меня есть небольшой сад в Белграде, где я выращивал картошку и помидоры. Работал в студии и что-то писал. Для всех нас это было время, чтобы приостановиться и подумать. Считаю, что никто не потратил это время зря. Что касаемо музыки для фильмов, то я до сих пор ее сочиняю, но нет как такового кино. Если у вас есть идея фильма в голове — я могу сочинить для него музыку.

        Конечно, намного проще писать музыку, когда ты молодой. Думаю, у всех возрастных артистов есть одна и та же проблема: вы рождаетесь с неким количеством таланта и вкуса, но талант остается тем же, а вкус развивается. Только с годами вам уже больше ничего не нравится — в этом загвоздка каждого артиста.

        Скрипка была моим первым инструментом. Для базилики Сен-Дени в Париже мне заказали написать скрипичный концерт, который я назвал «Три письма из Сараева». Этот концерт я уже исполнил с очень хорошими музыкантами российских оркестров в Москве, Санкт-Петербурге, Красноярске. Очень надеюсь, что у меня будет возможность когда-нибудь сыграть его и для вас. Сараево — это первая метафора скрипичного концерта, потому что я оттуда родом, потому что происходящее в Сараеве в 1991 году сейчас происходит по всему миру. Например, твой сосед может выстрелить в тебя, мотивируя это тем, что ты принадлежишь к другой религии. Вторая метафора музыки — это скрипка, на которой можно играть в трех главных направлениях: в христианском — классическую музыку, в еврейском — клезмер, в мусульманском — с восточной манерой. Я черпал вдохновение из этих трех традиций.

        Как вы, наверное, знаете, еще в советские времена я занимался изучением философии. А при коммунизме, занимаясь философией, вы в какой-то момент можете стать профессором марксизма. Но я избежал этой участи — стать профессором марксизма, чему очень рад, ведь изучая философию, вы учитесь задавать больше вопросов, но при этом не ждете каких-то глобальных ответов. И я просто рад писать музыку, представлять ее публике, путешествую по миру. Работа придает смысл всему. Правда, жаль, что музыка не может многого изменить. Если бы музыка была на это способна, то сделала бы мир лучшим местом. Но вы все-таки можете отправить некий посыл и возможно кто-то его услышит, — поделился Горан Брегович.


        Многие отметили, что приезд маэстро и его «Свадебно-похоронного оркестра» стал главным событием если не всей первой половины концертного сезона, то уж декабря точно. Организаторам музыкальной части Рождественского фестиваля удалось создать ощущение празднества с невиданным размахом — сложно припомнить даже нечто подобное из представленного за последние годы на большой сцене ГКЗ.

…Душа славян поет, а снег идет —
рисованный на небе белым мелом,
балканская мелодия светом нот
зажгла звезду. В Сибири потеплело.


Маргарита Мендель
частный журналистский проект notes Musica opus

Фотографии Михаила Афанасьева
предоставлены пресс-службой Новосибирской филармонии

Комментариев нет:

Отправить комментарий