20 дек. 2021 г.

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ: BRILLANTE, FRESCO, CON AFFETTO

        Великолепным симфоническим концертом завершился XIV Международный Рождественский фестиваль искусств.


        Музыкальная часть нынешнего Рождественского фестиваля запомнится слушателям и гостям города чередой ярких концертов с участием мировых звезд — признанных мэтров искусства, а также разнообразием представленных стилей и современных направлений композиторов-живых классиков, удивительной атмосферой праздника и поистине международным масштабом. Организаторы фестиваля с самого начала не расставляли акценты на отдельных программах, потому что каждая оказалась действительно красочной и самобытной. Словно рождественский ангел, взявший под свое крыло и с заботой перенесший музыкантов из разных уголков мира в Сибирь (когда границы закрыты, а концерты за рубежом — это что-то из области фантастики пандемийного нон-фикшна), фестиваль объединил талантливых исполнителей из Венгрии, Сербии, Японии, Испании, Германии, Грузии, Великобритании и России. На рождественском фестивале симфоническая музыка перемежалась с многоголосием духовных песнопений, вокальные советские шлягеры — с зарубежными рок-хитами в переложении для народных инструментов, страстные испанские истории с фламенко и танго граничили с зажигательными ритмами Балканского полуострова, музыка японских аниме шла следом за мистическим российским минимализмом, а озорной блеск оперетты делил сцену с фортепианной философией под оркестровую магию.


        В финальном поздравлении министра культуры Новосибирской области Натальи Ярославцевой был озвучен важный принцип фестиваля: «никакая буря, никакая пандемия не способны сломить дружбы музыкантов и слушателей, их преданности друг другу, и это видно по той программе, которую подготовили организаторы».

— Пятьдесят событий улеглось между двумя замечательными датами музыкальной части XIV Рождественского фестиваля искусств — от открытия 6 декабря до сегодняшнего концерта. Нам хочется, чтобы вы на секунду представили и осознали, какая плотная и фееричная программа была представлена за эти две недели — спектакли, концерты, выставки, творческие встречи. Конечно, каждый слушатель и зритель не смог побывать на всех событиях, но очень многих страстных поклонников искусства я вижу вечерами на спектаклях и концертах. От всей души я хочу поблагодарить директора театра «Глобус», заслуженного работника культуры России Татьяну Николаевну Людмилину и генерального директора Новосибирской филармонии Александра Сергеевича Бочарникова, а также их сплоченные команды. Приезд ведущих московских и санкт-петербургских театров, десять блестящих концертов филармонии — это заслуга оргкомитета и теплого приема, которым новосибирская публика всегда встречает гостей. Рождественский фестиваль — наша предновогодняя традиция, поднимающая настроение и каждый раз доказывающая, что Новосибирск — город театральный и музыкальный!» — поделилась Наталья Ярославцева.

        Десятый концерт фестиваля открыла музыка Михаила Глинки — «Вальс-фантазия» в исполнении Новосибирского академического симфонического оркестра под управлением художественного руководителя и главного дирижера — Томаса Зандерлинга. Фортепианная поэма (позже оркестрованная самим Глинкой) была вдохновлена образом Екатерины Ермолаевны Керн (дочери Анны Керн, которой Пушкин посвятил стихотворение «Я помню чудное мгновенье»), как писал автор, «эта музыка напоминает о днях любви и молодости». Лирическая меланхолия, не столько рисующая грациозные туры вальса и ажурные пируэты, сколь передающая внутреннее состояние героя — с его мотивами ожидания любви, с его волнением и мимолетными всполохами надежды, светлой печалью перед неминуемой разлукой. Хрупкость и нежность в одном граале с мужественной стойкостью духа в контексте нынешнего концерта — словно прощание с фестивалем, с последним аккордом, растворяющимся где-то в вышине зала. Выверенность деталей и бережное отношение к партитуре дали мощный эффект от исполнения; можно лишь представить титаническую репетиционную работу оркестрантов, демонстрирующих такую отточенность и стройность музыкальной формы.


        Главный приглашенный гость вечера — всемирно известный ирландский пианист, победитель VIII Международного конкурса им. П.И. Чайковского (1986 год) Барри Дуглас исполнил вместе с оркестром ля-минорный концерт Роберта Шумана. Дуглас уже выступал в Новосибирске с Филармоническим камерным оркестром на открытии XI Рождественского фестиваля искусств. В настоящее время музыкант выступает не только в качестве пианиста, но и в роли дирижера (как основатель оркестра «Камерата Ирландия», с которым выступает на родине и за рубежом).

        Сложнейший концерт Шумана, сочетающий в себе одновременно черты симфонии и фантазии, требует от исполнителя совершенного технического мастерства — только обладая которым можно прийти к благородной поэтике и вдохновению — собственной интерпретации, что представил Барри Дуглас в альянсе с оркестром. Удивительный музыкант — за внешней эмоциональной уравновешенностью скрываются глубокие чувства и постоянная рефлексия, наделяющие созидаемую «здесь и сейчас» музыку собственным характером, живописными образами, ассоциациями и даже пианистической философией. Его масштабное ощущение композиции безупречно, на едином дыхании, ни секунды вне (и как бы хотелось, чтобы слушатели все-таки отключали трели на мобильных телефонах до начала концертных программ). И все это в совокупности с абсолютной ясностью нюансировки, прекрасным туше и красивым фортепианным «бельканто», а в финале — с особым воодушевлением экспрессивной полнозвучности. Пианист, возвращение которого начинаешь ждать уже с последней сыгранной им ноты. С ансамблевой стороны это было слияние подобное монолиту «солист-рояль»: ощущалась и чуткость оркестра, и его широкие возможности оттеночной динамики, и фактурность, усложненная богатым гармоническим языком, и внутренние ансамблевые диалоги.


        Завершающим аккордом фестивального вечера стала известнейшая музыка Петра Чайковского из балета «Лебединое озеро» в авторской шестичастной сюите Михаила Плетнева — столкновение двух чувственных стихий: блеска фанфар и тонкой поэтичности, фантастического мира и бытия душевных переживаний, «вакхического» ликования и патетического tutti, предвещающего трагический исход любви.

        Фестиваль завершился, овации отгремели. Безукоризненность и организационная планомерность, с которой прошли все концерты в наше непростое и тревожное время — дорогого стоит. Все музыкальные программы состоялись — с размахом, блеском и мастерством, слушатели были счастливы — и это самое главное.

Маргарита Мендель
частный журналистский проект notes Musica opus

Фотографии Михаила Афанасьева
предоставлены пресс-службой Новосибирской филармонии

Комментариев нет:

Отправить комментарий