…промозглым вечером десятого числа предзимнего месяца октября на сцену Камерного зала Новосибирской филармонии, озаренные сиянием софитов и аплодисментами публики, вышли концертанты, составляющие по праву великолепный квартет, известный своими интерпретациями далеко за пределами города N. В этот вечер так тепло публика могла встречать лишь один коллектив — и это был не кто иной, как квартет Filarmonica (в составе — народный артист России Валерий Карчагин, первая скрипка; заслуженная артистка России Оксана Анисимова, вторая скрипка; Илья Тарасенко, альт; Станислав Овчинников, виолончель).
Высвободив звучащую красоту и созидательную прелесть ре-мажорного квартета Моцарта, они привели зал в неописуемый восторг; чуть дальше — в глубь времен и человеческих страстей, вместе с залом канули в бездну бетховенских измышлений и «бесконечных мелодий» Восьмого квартета. Два академических полюса по названию программы — венские шедевры — несомненно, притягивались к магнетической орбите, увлекая и очаровывая, волнуя и удивляя, и тем самым замыкая мистериальный круг вечности. Свою первую академию сезона после пандемийной кварезимы «Филармоника»-квартет посвятил венским классикам, чья музыка не перестает волновать души и сердца людей на протяжении более чем 250-ти лет. Подобно тому, как живописцы эпохи Возрождения оживляли на своих полотнах теперь уже нетленные образы, свет и тени полутонов, так музыканты озвучивали порывы и стремления композиторов, оставивших немалое наследие.
Двадцать первый квартет Вольфганга Амадея Моцарта — гений возвышенной поэзии звуков и невыразимой чистоты — занимает почетное место в репертуарах квартетистов. Сквозь безукоризненно «сплетенное» музыкальное полотно, скрепленное прозрачными нитями ассоциаций, иногда проступала и легкая дымка ностальгической печали. Венцы, воспитанные школой классицистских эталонов, памятью о гениях и Моцартеумом, думаю, с не меньшим удовольствием послушали бы исполнение, что порадовало этим вечером сибирскую публику — настолько чутким и рафинированно-утонченным была интерпретация музыкантов.
Экстравагантный для слушателей времен создания Восьмой квартет Людвига ван Бетховена в исполнении «Филармоники» не побоюсь сказать — образец ансамблевой игры, где каждый участник предстал не только как квартетист, но и как солист с богатым опытом и высоким профессиональным потенциалом. Плотный, густой звук на грани какой-то невообразимой предынфарктной градации ощущения жизни и смерти; полная экспрессии фактурная глубина и исповедальная речитативность даже в ансамблевом tutti. Исполнение чрезвычайно смелое, драматургически выстроенное. Как предчувствие надвигающихся перемен, что настигают человека, который находится в лабиринте чувств — остро рефлексирующего — в блаженной кротости побочной партии и в напряженных паузах двух главных мотивов, в созерцании и в скорби, в кокетливой капризности и в меланхолии и, конечно же, в каноническом проведении победной theme russe. Сложнейшее произведение — как в техническом плане, так и в эмоциональном; при должном исполнении оно приобрело еще большую притягательность.
Для публики, скандирующей аплодисментами, была исполнена миниатюра — Третий музыкальный момент Франца Шуберта, негласно проложивший виадук к старой, но в то же время и всегда новой эпохе — эпохе романтизма.
«Filarmonica-квартет» открыл свой сезон, а значит нас еще будут ждать новые встречи в ближайшие месяцы: как минимум две программы — «Вот опять окно…» (25 октября, Круглая сцена ГКЗ им А. М. Каца) в рамках цикла «Камерные вечера: поэзия струнных» и «Путешествие через Ла Манш» (2 ноября — Концертный зал Дома ученых СО РАН, 4 ноября — Камерный зал), по известным причинам не состоявшаяся в середине апреля.
Evviva, Filarmonica!
Маргарита Мендель
частный журналистский проект notes Musica opus
Фото Михаила Афанасьева
Комментариев нет:
Отправить комментарий