22 дек. 2020 г.

ЧЕРЕЗ ЛА-МАНШ КВАРТЕТОМ В НОВЫЙ ГОД


        Блистательный музыкальный «коктейль» в одном отделении представил «Filarmonica-квартет» (в составе народный артист России Валерий Карчагин, первая скрипка; заслуженная артистка России Оксана Анисимова, вторая скрипка; Илья Тарасенко, альт; Станислав Овчинников, виолончель) своим постоянным слушателям в предновогодние дни праздничного декабря — барочная эссенция баховской поэтики, искусно смешанная с непохожими друг на друга направлениями и жанрами музыки второй половины XX века — от битловской фолковости и мерсибита 60-х до изысканных «перепевок» французских шансонье, — тем самым наделив старые мелодии новым звучанием.

        Песни ливерпульской четверки и популярная музыка земель Прованса и родины Эйфелевой башни были собраны в два квартетных цикла сибирским композитором Сергеем Кравцовым — под стать сочинениям Иоганна Себастьяна они получили названия «Английских» и «Французских» сюит (отсюда немаловажность вставок авторских и баховских жиг).

        Концертное путешествие через Ла-Манш — по временным нитям, сплетающим нотными «узлами» (подобно морским) абсолютно разные эпохи, началось с известнейшего ре-минорного концерта для двух скрипок Баха (в переложении для струнного квартета, партию клавесина исполнила Анна Недоспасова) и, передав эстафету сюитам, пришло к трогательному рождественскому хоралу — Stille Nacht, heilige Nacht, исполненному «Филармоникой» на бис — будто бы причалив к небольшому островку светлой радости и надежды посреди бушующих волн непреходящей экспрессии уходящего года. Красивое звуковедение наряду с рельефной фразировкой и чистым ансамблевым звучанием было эстетически выверено и цельно, ведь музыка Баха, обладающая особой смысловой насыщенностью и философской углубленностью — концентрат исполнительской ловкости и включаемости в «аутентичные» обстоятельства. Ярко и необычайно эмоционально, с импровизационной свободой в духе джем-сешн соединились в транскрипциях переклички рок-н-ролла с театральностью мюзик-холлов, битловская блюзовая задумчивость — с огоньком одиночества всегда ностальгирующего французского шансона, среди которого угадывались композиции Эдит Пиаф, Джо Дассена, Патрисии Каас и других.


        Богатство оттенков, утонченность нюансировки и артистичность музыкантов подарили публике букет впечатлений с приятным послевкусием, еще больше усиливший праздничное настроение, а блеск мастерски выверенных пассажей и контрастов от квартетного tutti к тончайшему pianissimo добавили этому «коктейлю» эффект благородного игристого — тихого и предвкушающего, достойного внимания даже самых привередливых музыкальных гурманов.

        Пусть 2021 год подарит великолепной четверке «Филармоники» еще больше радости живых встреч с публикой и несмолкающих оваций ценителей камерного искусства.


Маргарита Мендель
частный журналистский проект notes Musica opus

фото Михаила Афанасьева

Комментариев нет:

Отправить комментарий