28 апр. 2021 г.

65 ЛЕТ ТРИУМФА: ГЛАЗУНОВ, РАХМАНИНОВ

        Концерт-погружение в творчество двух великих русских композиторов, застигших события одной эпохи: Александра Константиновича Глазунова — «создателя мира благородного и ясного, мира упоения и радости» и Сергея Васильевича Рахманинова — художника бесконечного дарования, тонко чувствовавшего все печали и чаяния Родины — представил Новосибирский академический симфонический оркестр под управлением маэстро Александра Рудина в тандеме с пианистом Иваном Рудиным.



        Вечер открыл Третий фортепианный концерт Сергея Васильевича, представляющий вершину его творчества второй половины 1900-х годов — произведение с глубоким, по-философски выдержанным лирическим началом и контрастным драматическим стержнем. Концерт поражает своей красотой и певучестью мелодии основной темы, развертыванием огромного симфонического полотна посредством вариаций в Интермеццо, включением самостоятельных эпизодов и динамизации мощного великолепного финала. Солист — лауреат престижных международных конкурсов, выпускник Московской консерватории им. Чайковского (класс Л. Н. Наумова и аспирантура у С. Л. Доренского), ныне художественный руководитель Международного фестиваля ArsLonga и Государственного симфонического оркестра для детей и юношества — Иван Рудин — представил свою интерпретацию, выстроив собственную исполнительскую концепцию, с одной стороны, сбалансированную по звуковедению, технически безупречно отточенную, с огромным самообладанием (что встречается не так часто при исполнении сочинений Рахманинова, благодаря чему звучание — без форсирования, с чистотой гармонической фактуры вне педальной дымки), а с другой — эстетически утонченную, весомую и цельную по замыслу. Исполнение событийное, оставившее приятное музыкальное послевкусие и яркие впечатления, дополненные характерным и эмоциональным выступлением на бис с концертной фортепианной обработкой Т. Гинзбурга арии Фигаро (из оперы «Севильский цирюльник» Дж. Россини).


        Его отец — Александр Рудин — народный артист России, профессор Московской консерватории, художественный руководитель академического камерного оркестра Musica Viva — уникальный музыкант, получивший профессиональное образование по трем специальностям: как пианист и виолончелист в РАМ им. Гнесиных и как дирижер в Московской консерватории — личность поразительно гармоничная и многогранная, что наилучшим образом отражается в работе с разными коллективами. В сотворчестве с Новосибирским оркестром маэстро нашел собственный ключ к звучанию — палитру искомых пластичный оттенков: от сумеречно-матовой камерной собранности до рельефной декламации оркестрового высказывания, в полной мере используя все артистические и исполнительские возможности каждого из участников большого ансамбля.



        Так оркестровую линию продолжила (премьерная для Новосибирска) Симфония №6 Александра Глазунова, по мнению музыковедов занимающая особое место среди других симфонических произведений композитора благодаря необычной трактовке первой части и ее драматизму — в целом нехарактерного для творчества Глазунова. Музыка Шестой симфонии вызывает цепочку разнообразных ассоциаций: где-то она проникновенна и наивна (несмотря на технические сложности, с которыми встречаются оркестранты), где-то — экспрессивно порывистая, контрастная, в поэтике пейзажных красок (быть может, художника Юлия Клевера), но в сумме впечатлений — светла и умиротворенна, радость ее лишь изредка оттеняется вкраплениями легкой грусти и задумчивости. Публика с восторгом приняла исполнение Новосибирского АСО, в свою очередь находящегося на одной волне воодушевления с Александром Рудиным. Вместе музыкантам удалось представить партитуру Глазунова свежо и самобытно, тембрально дифференцированно, со множеством находок в плане нюансов и окраски звука, диалог маэстро и оркестра получился вдохновенным и волнующим. Александр Рудин выбирает сложный музыкантский путь через знакомство публики с редко исполняемыми в России произведениями, и Новосибирск в череде премьер не остался в стороне.


        Можно лишь добавить, что этот симфонический вечер по праву стоит отнести не только к юбилею НАСО, но и к памятным событиям как концерт-приношение: в марте этого года исполнилось 85 лет со дня кончины Александра Глазунова и 78 лет со дня смерти Сергея Рахманинова. Но их музыка жива, она остается маяком внутреннего света и чудных открытий, которые направляют и будут направлять на верный курс еще не одно поколение слушателей.

Маргарита Мендель
частный журналистский проект notes Musica opus

фоторепортаж Михаила Афанасьева

Комментариев нет:

Отправить комментарий