21 апр. 2021 г.

ЗВУЧАЩИЕ ПОЛОТНА

        Новосибирский композитор и пианистка Рената Миронова представила слушателям уникальный проект — музыкальную программу из композиций разных лет, озвучивающую авторские живописные полотна.


        «…Чтобы жемчужина засияла перламутровым цветом, как мы привыкли ее видеть, нужно время. Ведь самый сложный путь — это путь к себе»
                                                                             Рената Миронова (из вступительного слова)


        Музыкальный и художественно-образный стиль композитора-романтика, давно вышедшего за пределы неоклассики, Ренаты Мироновой узнаваем, легко воспринимаем на слух, а благодаря яркости мелодии и программности опусов — фиксируется в памяти с такой же скоростью, как нетленные хиты академической музыки.


        Событие, произошедшее на площадке культурного пространства «Энергия» стало показателем не только музыкантского профессионализма, но и смелости. Не каждый ныне живущий композитор за вечер способен гармонично влиться сразу в четыре амплуа — автора музыки, солиста-исполнителя, художника и лектора-экскурсовода, проводящего слушателя по «проспектам» и «авеню» собственного творчества. Не может не восхищать многогранность таланта Ренаты Мироновой, ее открытость миру и искренность, а также невероятный резерв внутренних сил, что порой поражаешься на что способна эта хрупкая девушка с лучезарной улыбкой.



        Концертная программа с выставкой картин, уместившаяся в одно полуторачасовое отделение, концептуально была разделена композитором на пять созидательных векторов, их представили темы Света, Природы, Материнства, Потоков и Космоса. Может быть, подсознательно это связано с пятью стихиями природы натурфилософии (а также пятью действиями мироздания китайской философии у-син), пифагорейским пентаклем, оберегающем от негатива, с пятью основными органами чувств человека, или же нотоносцем, укладывающим все ноты в пять линеек. Переплетение музыки и картин оказалось более тесным, чем первоначально предполагала пианистка, и на концерте они составили полноценную динамическую пару, с обеих сторон раскрывающуюся совершенно по-новому.

        Во вступительном слове Рената Миронова настроила слушателей на правильное восприятие полотен, пояснив, что она не профессиональный художник, и ее выражение эмоций посредством музыки и красок, пережившее период профессионального обучения мастерству фортепианной игры в консерватории, произрастает из детства. Это и о том, как важно для взрослого человека сохранить в себе душу ребенка — то эстетическое восприятие мира через первое впечатление, через постоянный поиск и стремление к познанию всего неизведанного. Поставленная цель композитора-художника была озвучена так: «Чтобы картины через музыку познакомились с вами, и чтобы вы через картины и музыку познакомились с собой, а благодаря своей фантазии, возможностям души и воображения, каждый смог ощутить новые эмоции и открыть нечто важное для себя».


        Обращаясь к работам Ренаты Мироновой впервые, сразу хочется обличить в слова веяния, которые излучают полотна, а именно сопряжение света и цвета, погружающее зрителя в мир авторских мыслей и образов на грани цветотерапии, энергетического резонанса, пробуждающего чувство радости и умиротворения. И как совершенно точно отметила новосибирская художница Марианна Очира, полотна Ренаты следует относить к космизму, хотя стиль пограничен с абстракцией, как универсальной моделью миропорядка, и интуитивной живописью, позволяющей детально познать себя и окружающий мир. В полотнах улавливается связь микрокосмоса с макрокосмосом — от прорисовок молекулярных, структурных соединений на межклеточном уровне, до попыток объять необъятное и воссоздать на мольберте пространство такого непостижимого явления как музыка. Чувствуется близость и с рериховской колористикой, отмеченной многими даже при беглом взгляде, и с областью эзотерики, в которой главенствует идея сакральной связи человеческой души с космосом. Именно живописцы-космисты в своих картинах показали отражение собственных философских представлений о душе как частице космоса, стремление прикоснуться к тайнам мироздания и желание разорвать оковы притяжения с земным и насущным. Подобный замысел заключают в себе картины Ренаты Мироновой.


Из серии «СВЕТ»,
Рената Миронова «Путь Солнца»,
холст/масло, 25 см на 35 см, 2014 год
        Первая серия картин, посвященная теме Света, была представлена тремя работами — «Скоро весна», «Путь солнца» и «Точка опоры», озвученными музыкой детских сочинений — двумя пьесами из цикла «Времена года»: «Весна. Пение птиц» и «Лето. После жаркого дня», а также пьесой «Светлый мир». Это небольшие музыкальные эскизы-состояния с мягкой динамикой, наполненные светлой лирикой и романтическим настроением в относительной простоте нотного материала.

       
        Вторая серия — о живом восприятии мира, о восхищении Природой. Сюда композитор включила такие полотна, как «Право видеть по-своему», «Сны осенних листьев» и оконченную на днях свежую работу «Ночные цветы», которая по доброй традиции была разыграна в конце концерта и досталась одной из самых юных слушательниц. 

Из серии «ПОТОК»,
Рената Миронова, «Потоки Бесконечности»,
холст/акрил, 50 см на 30 см, 2020 год
Фортепианные сочинения, дополнявшие картины, по своей ритмоформе и свингующей структуре — выходцы из джаза — это живые, изобилующие радостными эмоциями и танцевальной импровизационностью пьесы «Улыбка» и «Хороший день». Полотну «Ночные цветы» был посвящен букет-трехцветник с изысканным ощущением мелодических красок и разнохарактерностью трех времен года, состоящий из «Подснежника», «Лилии» и «Георгина» (альбом моментальных экспромтов «Цветы»).

Из серии «ЖИВОЕ ВОСПРИЯТИЕ МИРА»,
Рената Миронова,«Сны осенних листьев»,
холст/акрил, 50 см на 40 см, 2020
        Третья часть художественного цикла — крайне важная и значимая для композитора тема Материнства и ценности Жизни. Полотна «Жизнь как чудо», «Там, где живет мамина любовь» и «Жемчужина» вышли в звуковую параллель с фортепианными сочинениями «Сияние детства» (новый опус, впечатляющий объемом и метафорическими очертаниями заложенных в него мыслеформ) и уже полюбившееся публике, проникновенное сочинение «Сердце мамы», буквально пульсирующее теплотой мелодической линии в средоточии любви.

Из серии «Материнство. Ценность жизни»,
Рената Миронова, «Жемчужина»,
холст/акрил, 40 см на 50 см, 2021 год
         Четвертый вектор концертной программы был посвящен Потокам. Картины «В лучах морского солнца», «Потоки бесконечности» и «Море звука», нарисованные в разные временные промежутки, соединили в себе потоки космические, внутриклеточные, солнечные, они о природном симбиозе света, воды, песка, воздуха и, конечно же, потоков звука. Музыкальным сопровождением стали две пьесы из цикла «Четыре эскиза о воде»: «Бесконечный поток» (энергия как символ движения, подобно прелюдиям Баха, передающая бег времени в бесконечности жизни), «Женщина и океан» (в противоположность предыдущей композиции, словно исчезающий абрис фигуры у воды, за которой кроется история взаимоотношений, внутренней тревоги и любви в духе фаулзовской Сары Вудраф). Следующая за ними композиция «Капитаны двух стихий» продолжила линию воздушно-водной сопричастности музыки и картин.


        Заключительную, пятую тему Космоса визуализировали полотна «Исполнение желания», «Космос №1» и «Космос цветет» (картина, принадлежащая новосибирскому музею Николая Рериха, являет авторскую фантазию о том, как могла зарождаться жизнь в сферах космического пространства). 

Из серии «КОСМОС»,
Рената Миронова, «Космос №1»,
холст/акрил, 80 см на 70 см, 2015 год
Полотна озвучили Прелюдия и Ария «Погружение», написанные на языке мастеров эпохи Барокко, как дань памяти и восхищения одним из наиболее любимых композиторов Ренаты Мироновой — Иоганна Себастьяна Баха. Свою версию связи космоса с эпохой Барокко пианистка изложила следующим образом: «Бах — это необъятный космос музыки, его творчество — как наивысшая, пиковая точка»
Самый сложный исполнительский опус вечера — Концертный этюд «Вселенная», открывающий портал в виртуозную бездну пассажей под стать листовскому романтизму, с брамсовским надрывом и шопеновским блеском полонеза, требует полной пианистической оснащенности в плане техники. В эпилоге концерта прозвучала композиция «Свет, который всегда с тобой», ведь главным лейтмотивом творчества все же остается свет человеческой души.



        В завершение хочется сказать, что музыкальный вернисаж, концерт-выставка композитора Ренаты Мироновой выдался по-семейному теплым и трепетным (даже для детей здесь было организовано пространство с цветными карандашами и бумагой для рисования в сотворчестве с музыкой). Новый взгляд на собственный репертуар в фокусе живописи, еще более рельефно подчеркивающий индивидуальные композиторские черты — несомненно, уникальный опыт как для самой пианистки, так и для ее постоянных и новых слушателей. Также не может не радовать тот факт, что в Новосибирске расширяется карта арт-пространств, тем самым открывая новые возможности для концертирующих музыкантов. Культурное агентство «Энергия», активно взаимодействующее с Фондом Вадима Репина и проектами Транссибирского арт-фестиваля, предоставляет площадки для претворения в жизнь самых разных творческих планов, содействуя исполнению музыкальных желаний и мечтаний.


Маргарита Мендель
частный журналистский проект notes Musica opus


Фоторепортаж Сергея Фролова


1 комментарий: