25 июн. 2020 г.

12 ТОНОВ ДЛЯ ДАМЫ СЕРДЦА

        Квартет Filarmonica представил программу, посвященную музыке Нововенских классиков: «Просветленную ночь» Арнольда Шёнберга и новосибирскую премьеру «Лирической сюиты» Альбана Берга 


        …Одна из самых прекрасных вещей в музыке — это то, что с ее помощью можно выразить абсолютно все таким образом, что любой знающий человек поймет все, и, однако же, оставить в ней секреты, в которых ты не признаешься даже себе и не выбалтываешь их. Но названия их выбалтывают. Кроме того, то, что нужно сказать, должна говорить музыка. Зачем помимо нее нужны еще и слова? Если бы слова были нужны, они были бы в музыке. Но музыка говорит больше, чем слова. 

Schoenberg, Berliner Tagebuch





        20 февраля истинных ценителей музыкального искусства ничто не могло остановить на пути к Камерному залу филармонии: ни сибирская метель, ни затяжные снегопады, ни феерические коллапсы на дорогах города. Да и что в принципе может остановить преданных слушателей, если речь заходит о концертах квартета «Филармоника» (в составе — народный артист России Валерий Карчагин, первая скрипка; заслуженная артистка России Оксана Анисимова, вторая скрипка; Илья Тарасенко, альт; Станислав Овчинников, виолончель) — коллектива, обладающего высокой исполнительской репутацией, выбирающего всегда эффектные, эстетически сильные и глубинно рефлексирующие в подсознании слушателя программы. И новая концертная программа «Открывшие XX век» тому очередное достоверное подтверждение. 


        Подготовка и исполнение премьер — процесс всегда трудоемкий, требующий неограниченного часами времени, колоссальной самоотдачи и недюжинной смелости от каждого участника ансамбля. А если говорить не о часто исполняемой и не о легко воспринимаемой музыке, а о сложнейшем языке символики тайных чисел и буквенных шифров радикального экспрессионизма, обладающего, скорее, монографической фресочностью кисти автора, нежели напыщенной театральностью изображения, то исполнитель становится не просто связующей нитью между композитором и публикой, а медиумом, развивающим мысль на языке той или иной эпохи. 


        Программу, посвященную Нововенской школе, квартет открыл произведением сложным и весьма непривычным для слуха обывателя — «Лирической сюитой» в шести частях, написанной в 1926 году Альбаном Бергом. Но «непривычное» вовсе не означает «тягостное» или же «изнуряющее», отнюдь. Несмотря на то, что сочинение додекафонно, оно обладает огромной притягательной силой. В берговском «эстетическом принципе существования» все многоярусные противоречия удивительным образом складываются в цельные музыкальные полотна, не имеющие аналогов. Композитор опирается на выверенные им закономерности и их трансформации, на семантические анаграммы, цитаты и аллюзии. Но оплотом, определяющим тектонику и агогику его произведения, все же остаются чувства — влюбленного, любящего и томящегося сердца. За последнее двадцатилетие о творчестве Альбана Берга было написано не менее десятка монографий, не говоря уже о многочисленных статьях, что не является пределом научных музыковедческих изысканий и на нашем веку. Накануне премьеры нам удалось взять комментарий у художественного руководителя «Filarmonica-квартета» Валерия Карчагина: 


— На Западе «Лирическая сюита» пользуется большим спросом у слушателей, часто это фестивальная ситуация, когда коллеги собираются для совместного музицирования. Произведение, написанное около ста лет назад, в России исполняется редко, и то, что для Новосибирска это премьера, действительно правда. Мы ищем в музыке Берга точки соприкосновения с нашими ощущениями — в первую очередь нам интересна стилистика. Его музыка напрямую связана с личными переживаниями и чувственными всплесками, тем самым он открывает и для себя, и для слушателя необычайно напряженную эмоциональную сферу. Это своего рода человеческий, музыкантский подвиг. И нужно помнить, что нововенцы — прежде всего Вена, которая всегда была связана с эталоном звучания того же симфонического оркестра. Это сказывается на всем: и на звуке, и на его характере, недаром Венский симфонический оркестр бережет свои традиции. Поэтому находиться в берговской стилистике, в его щедрой звуковой палитре страшно интересно — это вызывает очень много ответных эмоций и образов.


        Можно лишь добавить, что подобные события несут в себе мощный просветительский потенциал. В этой шестичастной сюите — истории тайной любви, которая начинается безобидно и завершается трагически, — «Филармоника-квартет» совершенно дифференцированно, почти метрономически до мельчайших деталей тонкой кистью художника воссоздает берговское полотно, его выразительнейшие страницы музыки. В этих неземных градациях — и поражающий слушательское воображение объем, и напряженный нерв. Пусть КЗФ далеко не идеальная акустическая площадка, но слушатели могли и здесь по достоинству оценить тщательную отделку нюансировки и сиюминутное ощущение случившегося здесь и сейчас, как это бывает с первыми исполнениями сочинений. От нежности к исступлению, от блаженства к трагедии — музыка сильного волнующего чувства, потрясающе воплощенная на сцене. 


        Линию камерной драматургии мастерски изысканно квартет Filarmonica провел и через второе отделение вечера секстетом «Просветленная ночь» основоположника Нововенской школы Арнольда Шёнберга. В этом квартету помогли коллеги по Новосибирскому академическому симфоническому оркестру, молодые музыканты Александра Огородникова (альт) и Ярослав Кучерявых (виолончель). В музыке Шёнберга лежит литературная основа — поэма Рихарда Демеля «Преображенная ночь», повествующая о двух любовниках, бредущих ночью по лесу: женщина признается мужчине, что идет рядом с ним «под тяжестью греха», ибо беременна от мужа, которого не любит. Мужчина же говорит женщине: «Пусть ребенок не тяготит твою душу» и клянется, что свет их любви, отраженный в природе, «преобразит» все. Шёнберг, дистанцируясь от программности, в своих заметках пишет: «Поскольку мое сочинение не иллюстрирует никакого действия или драмы, а лишь рисует природу и выражает человеческие эмоции, мне представляется, что оно по этой причине приобрело качества, способные удовлетворить вас даже в том случае, если вы не знаете, что именно оно иллюстрирует; другими словами, его возможно воспринимать как чистую музыку и, таким образом, позабыть про поэму». 


        Артисты Новосибирской филармонии этим вечером в прямом смысле слова стали «Почтальонами любви» (Postillons d’amour): если квартет Берга — поэма любви к Ханне Фукс-Робеттин, то секстет Шёнберга создавался композитором, когда он был влюблен в Матильду Цемлинскую, которая двумя годами позже стала его женой. Непростое сочинение звучало в камерном зале не впервые, но заключенное в музыке светлое чувство, преисполненное благородства и возвышенного озарения, наполнило атмосферу романтическими и даже импрессионистскими эссенциями, подобными картинам Моне или же Сислея. Музыканты продемонстрировали свое мастерство в сплоченном ансамбле, наполнив звучание струнным теплом и летящим звуком от первой до последней ноты, движимым импульсом удивительных гармоний и мелодических переплетений. От дражайщего pianissimo до почти оркестрового, сочного, полнозвучного tutti. Безусловно красивый финал, заслуживший щедрых аплодисментов публики. 


        Самым важным на концертах камерной музыки в той или иной тематической направленности, на мой взгляд, остается возможность собственного открытия, пусть небольшого, но от того не менее важного и ценного, откровения, которое музыканты от композиторских праистоков доносят до пришедших в зал. Возможно, музыка и есть последнее пристанище земного рая, где обитель влюбленных незримо оберегают Берг и Шёнберг. 


Маргарита Мендель 

частный журналистский проект notes Musica opus 


Фото Ирины Дмитриевой

Комментариев нет:

Отправить комментарий