25 июн. 2020 г.

МОЦАРТОМ ЕДИНЫ

        По традиции 27 января весь музыкальный мир отмечает день рождения гениального австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта. Новосибирская филармония по случайности или же по непознанной закономерности и счастливому обстоятельству для слушателей включила в программу дневного общедоступного концерта от 29 января сочинения пера зальцбургского классика. «Моцарт — это молодость музыки, вечно юный родник, несущий человечеству радость весеннего обновления и душевной гармонии», — отмечал Дмитрий Шостакович. И действительно, имя Моцарта ассоциируется у нас с возвышенной красотой и неземным совершенством. Погружение в творчество величайшего композитора XVIII века в конце января для людей сведущих в искусстве и любительствующих всегда воспринимается с особым трепетом и пиететом. 



        Жанр концерта у Моцарта универсален, он способен доставлять удовольствие и знатокам, и широкой публике в целом. Композитор обращался к концерту на протяжении всего творческого пути, добившись высокого художественного уровня в гармоничном сочетании богатого содержания с выверенной, удивительно стройной формой. 


        С умом расставленные акценты программы продемонстрировали как возможности оркестра, так и богатый потенциал его оркестрантов, выступивших этим днем в роли солистов. Публике были представлены сочинения для разных солирующих инструментов с оркестром: до-мажорный концерт для флейты и арфы и Пятый скрипичный.



        Концерт начался с выхода на сцену Государственного концертного зала им. А. М. Каца Новосибирского академического симфонического оркестра и художественного руководителя филармонии, заслуженного деятеля искусств России Владимира Михайловича Калужского, направлявшего слушателей в правильное русло музыковедческими экскурсами, по окончании которых публика встречала солистов в сопровождении дирижера Владимира Сапожникова. Особое внимание в дневном цикле уделяется плеяде молодых музыкантов, знакомству с именами нового поколения исполнителей.



        Программу открыл интригующий и редко исполняемый концерт до-мажор, солистками в котором выступили Тамара Тарновская (арфа) и лауреат всероссийского и международного конкурсов Елена Левитская (флейта), продемонстрировавшие прекрасную ансамблевую игру. Моцарт написал это произведение для «высокородных дилетантов», музыкантов-любителей герцога де Гина и его дочери в «легчайшей» тональности. Но тем не менее этот концерт требует немалой технической виртуозности и абсолютной слаженности музыкальной коалиции.



        Партия флейты, вплетающаяся в созвучия арфы, отличается утонченностью и изысканностью в лирической патетике. Специфическое звучание дуэта арфы и флейты подразумевает тончайшие градации звукового баланса, уходящего в светящиеся и переливающиеся звуки-жемчужины, благородно возделанные оркестром и дирижером. Из мифологии мы знаем, что оба инструмента — атрибуты божественных существ: флейта — инструмент евангельских волхвов, принадлежащая также Пану и Гермесу, сатиру Марсию и пастуху Аргусу, а арфа напоминает нам о псалмах библейского царя Давида в виде пастыря, близкого с образом Орфея. Флейта и арфа — своего рода символы мировой гармонии, воссоздающие природную соразмерность и самозабвенное созерцание мира. Музыка, от которой хочется парить подобно птице, досягая небесных сфер и ангельских голосов дивного эфира. Солисткам и оркестру удалось передать волшебство моцартовской радости и всепоглощающего обаяния его музыки в едином слиянии. В нем — стремление к обретению навсегда утраченного совершенства райской благодати. Было видно, что исполнители получали истинное удовольствие от совместного музицирования, и выступают они совместно не впервые.


        Подлинным шедевром моцартовского творчества в жанре скрипичного концерта принято считать Пятый концерт KV 219. Если его первые скрипичные концерты тяготели, скорее, к музыке развлекательного характера, то более поздние отличаются не только серьезностью подхода, требованием скрупулезной работы и полной самоотдачи, но и технической сложностью. И если концерт для флейты и арфы называют самым «безоблачным произведением в истории музыки», то Пятый концерт для скрипки — произведение, написанное уже для профессионалов, при исполнении которого ставится немало интерпретационных задач. Отдельного рассмотрения заслуживает выбор каденций. Новосибирской публике солист представил каденции собственного сочинения (обязательного компонента, которым не обладают другие жанры), что априори крайне редко встречается в XXI веке, в отличие от времен Моцарта, где каденции представляли собой импровизацию исполнителя.


        Солист, лауреат и дипломант международных конкурсов Ростислав Карчагин (скрипка), предложил на суд слушателей личное прочтение партитуры, привнеся в нее самобытность и оригинальность. Артист с успехом прошел испытание фантазийностью, за счет чего сочинение 1775 года заиграло новыми красками, расцвеченными множеством оттенков. В моменты, когда оркестр по умолчанию затихал перед солистом, отдавая ему первенство в высказывании, это особенно слышалось. Тематизм моцартовских концертов предполагает выход солиста в двух амплуа — как вдохновенного музыканта, так и музыканта-виртуоза.


        Эффектно и свежо, в унисон с оркестром и каждым мановением жеста Владимира Сапожникова (отличающегося деликатностью отношения к исполнителям и высоким профессиональным уровнем), исполнители представили публике один из самых известных и популярных скрипичных концертов во всей его красе — с особой теплотой тембров, соединив искусную орнаментику с выразительной кантиленой и широтой лирического высказывания, увенчавшегося бурными аплодисментами концертного послесловия.




Маргарита Мендель
частный журналистский проект notes Musica opus


Фото из открытых источников


Комментариев нет:

Отправить комментарий