ВЕЧЕР ЧЕШСКОЙ КАМЕРНОЙ МУЗЫКИ
18 декабря на сцене Концертного зала Дома ученых СО РАН и 19 декабря в Камерном зале Новосибирской филармонии Filarmonica- квартет (художественный руководитель — народный артист России Валерий Карчагин, первая скрипка; заслуженная артистка России Оксана Анисимова, вторая скрипка; Илья Тарасенко, альт; Станислав Овчинников, виолончель) исполнят шедевры камерной музыки чешских композиторов. Концерт абонементов будет сопровождать вступительное слово лектора-музыковеда Марины Якушевич.
В программе «Интимные письма» прозвучат два квартета Леоша Яначека — №1 «Крейцерова соната» и одноименный с программой квартет №2, а также квартет Антонина Дворжака №14.
Леош Яначек (1854 — 1928 гг.) занимает в истории чешской музыки XX в. такое же почетное место, как в XIX в. — его соотечественники Бедржих Сметана и Антонин Дворжак. Именно эти крупнейшие национальные композиторы, создатели чешской классики, вывели музыкальное искусство народа на мировую сцену. Чешский музыковед Ярослав Шеда набросал портрет Яначека, каким он сохранился в памяти соотечественников: «...Горячий, вспыльчивый, принципиальный, резкий, рассеянный, с неожиданными переменами настроений. Был он невелик ростом, коренаст, с выразительной головой, с густыми волосами, лежащими на голове беспорядочными прядями, с насупленными бровями и искрящимися глазами. Был он полный жизни и порыва упрямец. Такова и его музыка: полнокровная, лаконичная, изменчивая, как сама жизнь, здоровая, чувственная, горячая, увлекающая за собой».
Струнный квартет № 1 «Крейцерова соната» (1923 г.) был cочинен под впечатлением от рассказа Льва Николаевича Толстого. В музыке квартета изображена психологическая драма: «Я воображал бедную измученную женщину, точно такую же как у Толстого в Крейцеровой сонате», пишет Яначек. Используя принцип тематического монтажа, Яначек в этом квартете почти оставляет позади область традиционной гармонии, избирая различные звуковыми сочетаниями, типичные для его позднего стиля. Струнный квартет № 2 «Интимные письма» (1928 г.) — последнее законченное сочинение Яначека. Название квартета было дано композитором, как дань духовной дружбы с Камилой Штессловой, замужней женщиной моложе Яначека на 38 лет. Сочинение являлось отражением характера их отношений, запечатленных в более чем 700-х письмах, которыми они обменялись друг с другом: «…Вы в каждой моей ноте, вы — жизнь и любовь. Аромат вашего тела, жар ваших поцелуев... Мои ноты целуют Вас всю. Они зовут Вас неистово...». Альт играет ведущую роль в квартете, персонифицируя образ Камилы.
Струнный квартет № 14 ля-бемоль мажор стал последним сочинением Антонина Дворжака (1841 — 1904 гг.) в жанре камерно-инструментальной музыки. Работать над ним композитор начал в 1895 г., первые эскизы к нему появились еще в США, но позднее — после возвращения на родину — у композитора возник замысел еще одного струнного квартета, соль-мажорного. Создаваясь практически одновременно с Тринадцатым квартетом, Четырнадцатый имеет с ним немало общего: богатая эмоциональная палитра, тонкость темповых колебаний и динамических оттенков, гибкость ритма, гармоническое разнообразие. Квартет №14 стал блестящим итогом творческих исканий Антонина Дворжака в жанре струнного квартета. Его первое исполнение состоялось в октябре 1896 г. в Праге.
Нельзя без восхищения отнестись к предложенному Filarmonica-квартетом репертуару: невероятная сложность и цельность программы, возвышенная красота и чистота звука — уникальная возможность услышать все квартеты Яначека одним вечером и насладиться звучанием последнего квартета Дворжака.
Маргарита Мендель
частный журналистский проект notes Musica opus
Комментариев нет:
Отправить комментарий