25 июн. 2020 г.

VII ТРАНССИБИРСКИЙ АРТ-ФЕСТИВАЛЬ: ONLINE-ОВАЦИИ


…Любопытные события, послужившие сюжетом этой хроники, произошли в Новосибирске в 202… году. По общему мнению, они, события то есть, были просто неуместны в этом городе, ибо некоторым образом выходили за рамки обычного. Происшествия, имевшие место весной нынешнего года, застали наших сограждан врасплох и были, как мы поняли впоследствии, провозвестниками целой череды событий чрезвычайных. Задача автора — просто сказать «так было», если он знает, что так оно и было в действительности, если случившееся непосредственно коснулось жизни целого народа, и имеются, следовательно, тысячи свидетелей, которые оценят в душе правдивость его рассказа… 


        Объявленная пандемия внесла существенные коррективы в жизнь теперь уже всего мира, заперев в информационном вакууме неизвестности практически всю филармоническую и театральную публику. Исключение — небольшие частные театры и пока что вечерние артистические площадки кабаре-кафе и ресторанов (которые, как выяснилось позже, из исключения запрета вышли). В это тревожное время люди, как никогда испытывая жажду эстетического долженствования и радости, отправляются на поиски духоподъемной силы в интернет-пространство. Публика оказывается на месте заложников и вынужденных изгнанников, смятение и негодование которых усугубляет переизбыток наслаивающихся пластов медийного поля, вопросов, на которые нет однозначного ответа, административных заявлений, воспринимающихся как инсинуации, и гипотез, ничего, в сущности, не объясняющих. В этом хаосе позиция музыкантов Транссибирского Арт-Фестиваля — пример, достойный подражания и уважения. Часть публики, не заставшая фанфар торжественного открытия 21 марта, все-таки состоявшегося на сцене ГКЗ им. А.М. Каца, рисковала остаться и вовсе за периферией празднично возглашающей в СМИ префектуры Транссибирского. Но, к счастью, этого не случилось. Выходом из непростой ситуации стали трансляции в режиме телевизионной сетки канала ОТС (для жителей Новосибирска и области), интернет-каналах YouTube Новосибирской филармонии и радио «Орфей».



25 марта, девять часов вечера 


        В назначенную среду мне и, вероятно, еще многим, вернувшимся с работы, без пяти девять удалось оказаться у мониторов компьютеров и включить интернет-трансляцию программы VII Транссибирского Арт-Фестиваля с говорящим названием «Жизнь героев». Вместо билетов — клик по ссылке, вместо обсуждения в антракте — чат в онлайне; клавиши рояля продезинфицированы, кашлять в зале отныне некому. 


        Во всепоглощающем массы абсурдизме музыка явственно перевоплощается не просто в эстетически-рекреативную модель, а в целый набор уникальных идеалов, помогающих принять собственное положение человека в реальном мире. Но в виртуальной плоскости краски слушательских ощущений сгущаются некой отчужденностью и в то же время необходимостью вынужденной предосторожности. Тяжелее всего перенести этот эксцесс музыкантам на сцене. 


        Выход Новосибирского академического симфонического оркестра (художественный руководитель и главный дирижер — Томас Зандерлинг) к обездвиженным пустотой креслам зала и поклон солистов — Вадима Репина (скрипка), Александра Бузлова (виолончель) и Полины Осетинской (фортепиано) к неумолимой тишине партера (подразумевая, конечно, посыл тет-а-тет к каждому зрителю трансляции). Вместо аплодисментов, которые бы встречали дирижера Михаила Татарникова, — приветствующий шелест смычков, касающихся пюпитров. На первый взгляд, ситуация, граничащая с безумием. Наэлектризованная атмосфера, в которой чувствуется нерв концентрации и погружения музыкантов при полном отсутствии слушательской энергетики и поддержки. В тот момент больше всего хотелось верить, что там, где в реальности зал-тысячник был пуст, трансляции соберут несколько залов, объединив географию аудитории в единый онлайн-партер. 


        В пять минут десятого по мановению жеста виолончельная группа начинает водружать на своды пустого зала, где различаются лишь темные силуэты операторов, собранный на piano звук Тройного концерта Бетховена. Для слушателей в разных уголках мира эта сцена сейчас — импровизированный алтарь, с которого нисходит благодатная музыка, «высекающая огонь из сердец слушателей». Насколько же своевременен гений Бетховена, как же он был прав тогда и актуален сейчас. Концерт — зеркальное отражение судьбы художника в параллели с нынешним временем, где человеческий и музыкантский подвиг подобен силе атланта, приподнимающего карантинную завесу над живым искусством. 


        Программа «Жизнь героев» претерпела изменений не меньше, чем сам фестиваль, и в итоге ее название приобрело социально-символический подтекст. Первоначально планировалось исполнение симфонической поэмы Рихарда Штрауса «Жизнь героя» и «Героической» (замененной Пятой симфонией) Людвига ван Бетховена. Приглашенный ранее латвийский дирижер Андрис Пога по известной причине приехать не смог, шли переговоры с московскими дирижерами, программа состоялась благодаря дирижеру Михайловского театра Михаилу Татарникову, выпускнику Санкт-Петербургской консерватории.


        Тройной концерт для скрипки, виолончели и фортепиано с оркестром создавался композитором в те же годы, что и Третья «Героическая» симфония. Разгадка жанрового шифра фигурирует в пометке первого издания концерта Grand Concerto Concertant, и его светская «концертатность» действительно граничит с «грандиозностью» музыкальной фабулы. Мощная поддержка Новосибирского симфонического оркестра для солистов не просто гарант успеха, а, в первую очередь, радость созидания и совместного музицирования. Откровенность исполнительского высказывания и ощущение каждого звука в записи, как на ладони неоспоримо дарили эффект сопричастности и видение исполнителя один на один, но, увы, трансляции никогда не смогут передать того дивного ощущения тонких вибраций зала и его энергетической сплоченности. Несмотря на то что через YouTube-канал филармонии звуковой баланс, да и сама картинка, к сожалению, оставляли желать лучшего (над чем, к слову, организаторы изрядно поработали, и уже на следующей трансляции результат был очевиден), нельзя было не отметить тембровой рельефности оркестровых красок, кристальной чистоты педали и изысканное туше с рафаэлевской тонкостью Полины Осетинской, блеск и аристократизм звучания, наряду со сложными техническими маневрами, увлекающими единым эмоциональным порывом исполнителей — Вадима Репина и Александра Бузлова. Как известно, «в лоне великих катастроф зреет страстное желание жить», и Тройной концерт — дефиниция этого желания.


        

        Безошибочно узнаваемая и воспринимаемая широкой аудиторией как символ героической борьбы и сопротивления коллизиям судьбы, Пятая симфония Бетховена звучала в этот раз пророческим наставлением к движению во что бы то ни стало — от мрака к свету. Взаимодействие Новосибирского симфонического оркестра с Михаилом Татарниковым, посылающим точные и волевые импульсы в сосредоточенной и неестественной тишине, передавало обостренное ощущение тревожности и напряженности, которые только подчеркнули значительность события. Настроение выразила здесь сама музыка, которая, как оказалось, способна дать отпор безжизненной тишине и получить единодушный отклик тех, кто в ней вынужден находиться. Единство оркестра в его сочном и темпераментном звучании было подобно брюлловскому колориту, передающему градус масштабности неумолимой стихии. Звуковой монолит, выстроенный архитектурно точно с каноническим проведением главной темы, возводил на ее основе тембральную палитру и шкалу динамических эффектов. Исполнение Пятой симфонии стало лейтмотивом противостояния бедствию общемирового масштаба, где смелость и отвага музыкантов заслужили по ту сторону мониторов зрительское внимание и овации. 


За два дня до онлайн-трансляции 


…Стихийное бедствие не по мерке человека, потому-то и считается, что бедствие — это нечто ирреальное, что оно-де дурной сон, который скоро пройдет. 


        В период принятия решений, в каком формате проводить фестиваль, и открытого подстрекательства в социальных сетях некоторых «доброжелателей», многих слушателей не оставлял равнодушными вопрос: а стоит ли собираться на одной сцене такому большому коллективу, как симфонический оркестр, ведь музыканты рискуют собственным здоровьем? Отношение артистов к сложившейся ситуации передал концертмейстер НАСО, народный артист РФ Валерий Карчагин (рассказчик считает небесполезным привести его слова здесь в выдержках): 


«Фестиваль — чудесное событие! Нам бы беречь искусство, оставаясь теми, кем мы и являемся — музыкантами — людьми, кто несет радость и надежду! Прав Вадим, что отстаивает наши концерты! Мы вместе всегда, ведь это наша жизнь и культура! Быть вместе с событиями и жить — наша общая судьба! Фестиваль — это тоже жизнь.»


        Вирус смог нанести значительный удар по экономической и политической сферам, но ему не под силу повергнуть систему ценностей социальных и духовных взаимоотношений людей и искусства, что музыканты и доказали своим примером. 


26 марта, девять часов вечера 


        В ослепительном свете софитов, в то время как операторы выверяют каждый поворот камеры, регулируют экспозицию и координируют между собой процесс записи, из глубины сцены появляются силуэты трех музыкантов — Вадима Репина (скрипка), Александра Бузлова (виолончель) и Андрея Коробейникова (фортепиано). Мужской триумвират преподнес слушателям яркий и впечатляющий репертуар: два фортепианных трио — до мажор, №2 и ми минор, №2 — Иоганнеса Брамса и Дмитрия Шостаковича соответственно.




        Исполнение одного из самых совершенных камерных сочинений Брамса состоялось с жизнеутверждающим оптимизмом и должной экспрессией. И пусть артисты внезапно оказались отрезанными пандемией от живых аплодисментов, это нисколько не помешало им реализовать свой замысел с ощутимым энтузиазмом. Фонтанирующие неиссякаемой энергией артисты наделили трио звуковой фактурностью, перемежая виртуозность с гипнотической глубиной изложения.

        Трио Шостаковича (памяти друга Дмитрия Дмитриевича, блестящего лектора и эрудита Ивана Соллертинского), продолжающее традицию In Memoriam русской камерной музыки, поистине следует назвать жемчужиной онлайн-трансляций и камерной вершиной первой части VII Транссибирского Арт-Фестиваля. К слову, после антракта микрофоны были отрегулированы и баланс звука преобразился (и даже почти приблизился к студийному). Гротеск подхватывался малеровской лирикой, заостренная графика танца, так похожего на еврейский фрейлахс, превращался в неистовую пляску смерти. Пронзительно сильно звучала в наивысшей драматургической точке пассакалия — имманентное и общефилософское осмысление трагедии народа, нечеловеческой жестокости концентрационных лагерей и личной потери Шостаковича. Императивный нерв этого трагического надлома, конечно же, эмоция, и сцепка «скрипка-фортепиано-виолончель» становится мощным психологическим навершием пустого зала, когда и через монитор берет озноб. Невозможно не воздать должного мастерству и слаженности ансамбля прекрасных музыкантов.



28 марта, семь часов вечера 


…В глубине каждого сердца зарождалась великая, потаенная надежда. Все прочее отступало на задний план. Каждый уже заглядывал на несколько недель вперед, представляя себе, как со свистом пронесутся по рельсам поезда, а корабли будут бороздить сверкающую гладь моря. Нельзя до бесконечности сжимать свою волю в кулак, нельзя все время жить в напряжении, и какое же это счастье — одним махом ослабить наконец пучок собранных для борьбы сил.



        К семи часам вечера Транссибирский Арт-Фестиваль достиг своего финала в рамках трансляций первой его части. Тон программе задало воодушевленное приветствие художественного руководителя фестиваля, скрипача Вадима Репина, который вместо классического рукопожатия с концертмейстером Новосибирского симфонического оркестра не без доли шутки поздоровался локтем, и этот прием впоследствии был перенят и дирижером Валентином Урюпиным.

        Вечер открылся прославленным Концертом для скрипки с оркестром Александра Глазунова. В плавном волнообразном развертывании мелодической линии соединились и эстетическое удовольствие, и угадываемое желание солиста поделиться со слушателями самым сокровенным, и обволакивающая красота филигранного звучания. С душевным подъемом и разнообразнейшими чувственными оттенками была исполнена солистом сложнейшая, но от того не менее прекрасная каденция, а задорное рондо с рефреном в духе французской танцевальной песни во флейтовой звонкости и подчеркнутом pizzicato с блеском были прорисованы единым альянсом солиста, оркестра и дирижера. Особо хочется отметить и мануальное искусство Валентина Урюпина, оно настолько художественно-пластично, что можно заметить, как жест, вынимающий звук и вырисовывающий его геометрией мелодики, структурирует дифференциацию всего оркестра.


        

        Во втором отделении музыканты представили публике Новосибирскую премьеру — Четвертую симфонию Сергея Прокофьева, выделяющуюся своей поэтичной изящностью и прозрачной оркестровкой. Каждый раз, слушая в исполнении НАСО произведения русских и зарубежных композиторов, невозможно не восхищаться сплоченностью музыкантов, благородным и теплым звучанием их инструментов. Дистанционно-эмоциональное воздействие финального концерта фестиваля, несомненно, было велико. Отдельная благодарность работе звуко- и видеорежиссеров, которым удалось порадовать зрителей интересной операторской работой и крупными планами оркестрантов, что, преимущественно, остается за кадром привычного нам формата выступлений. И абсолютно верно заметил в недавнем интервью Валентин Урюпин: 


«Музыка возвращается, может быть, к самым основным и глубоким своим функциям. Не говоря о развлекательном, но говоря о просветительском и врачующем аспекте — это как раз наше время…» 


        Остается надеяться, что Транссибирский Форум 2020 года откроет залы для своих преданных слушателей уже в сентябре. Спасибо всем организаторам, благодаря совместным усилиям которых фестиваль все-таки состоялся, пусть не в том масштабе и не в том формате, которые были заявлены первоначально, но и в этих феноменально сложных условиях сделанное и состоявшееся, несомненно, войдет в историю Транссибирского Арт-Фестиваля, города Новосибирска и культурной летописи всей страны.




…эта хроника не может стать историей окончательной победы. А может она быть лишь свидетельством того, что следовало совершить и что, без сомнения, обязаны совершать все люди вопреки страху с его не знающим устали оружием, вопреки их личным терзаниям, обязаны совершать все люди, которые за невозможностью стать святыми и отказываясь принять бедствие, пытаются быть целителями.

Источником интертекстуальных ссылок стал роман французского писателя Альбера Камю «Чума».


Маргарита Мендель 

частный журналистский проект notes Musica opus


Фоторепортаж Александра Иванова, Транссибирский Арт-Фестиваль

Комментариев нет:

Отправить комментарий