25 июн. 2020 г.

ДОРОГАМИ ВОЙНЫ

        3 ноября ежегодный всероссийский проект «Ночь искусств» раскрыл двери музеев и театров, выставочных и концертных залов, библиотек и дворцов культуры в седьмой раз. Среди многообразия локаций города мой выбор вояжа в мир нетленного творчества — театра, живописи и поэзии — был сделан заблаговременно, и выбор этот был очевиден.





        Спектакль-променад «Дорогами войны» — синтез нескольких видов искусств, погружение в военное прошлое, благодаря взаимодействию частного театра «Понедельник выходной» под управлением режиссера Сергея Дроздова и Сибирской мемориальной картинной галереи. Сама локация — сложный временной пазл, который у каждого участника начался с пути от дома по современному Новосибирску до первой точки А — знаменитого стоквартирного дома, памятника архитектуры периода конструктивизма и социалистического реализма второй сталинской пятилетки. Именно здесь и расположилась Сибирская мемориальная картинная галерея, на площадке которой труппа театра «Понедельник выходной» представила 40-минутный спектакль о Великой Отечественной войне. За счет такого местоположения постановки режиссер спектакля Сергей Дроздов предложил зрителям-участникам иммерсивного действа самим пережить советское прошлое и посмотреть на войну под другим углом.


        Просторные и уютные светлые залы галереи в ходе спектакля ночью превращаются в театральную инсталляцию, фойе с мягкими скамьями и гардеробом моментально трансформируются по сигналу воздушной тревоги и рев сирены в место эвакуации (с путевожатыми — Юрием Митякиным, Ириной Таушкановой, Антоном Кузнецовым, Ириной Трифоновой).


         Голос фактов (Владимир Швальбе) сопровождает всех присутствовавших от начала до самого конца. Маршрут спектакля-променада пролегал через выставочные залы галереи с полотнами Народного художника России, участника войны Вениамина Карповича Чебанова. Нельзя не обратить внимания, что центром притяжения экспозиции стала картина-диорама (2,7х10 м), посвященная боевой схватке Сибирской добровольческой дивизии с немецко-фашистскими захватчиками на Ржевско-Вяземском плацдарме. Именно здесь каноном в секвенции прозвучало сильное и глубокое стихотворение Константина Симонова «Жди меня», которое исполнили артисты театра — Ксения Белозёрова и Роман Лящук. В следующем зале, наряду с живописными сценами боев и военных будней, портретов бойцов в темноте, подсвеченной фонариками эвакуированных зрителей, Анастасия Панина представила другое стихотворение Симонова — «Убей его!». Это была та самая пронзительная эмоциональность, способная затронуть самые тонкие и потаенные струны души, заставляющая ощутить ком в горле от внутренней боли и горечь подступающих слез. Что пережило поколение войны, как важна была надежда и несгибаемость духа для каждого русского человека при наступлении фашистских захватчиков в тяжелейших условиях войны — вот о чем этот спектакль.


 

       Страницы хроники самой кровопролитной войны в истории Родины оживали и в зале, где актеры (Ксения Белозёрова, Ирина Трифонова, Антон Кузнецов) и зрители, лица и силуэты которых были выхвачены небольшими столпами света, читали письма-треугольники с фронта. И, наверное, каждый пережил особое чувство, когда среди полифонического переплетения писем любви к родным и чаяний отважных бойцов нашлось одно — письмо пятнадцатилетней девочки, на глазах у которой расстреляли мать, девочки, готовой положить жизнь и умереть на родной сторонушке, лишь бы не оказаться во владении фашисткой Германии, девочки, завещающей своему отцу отомстить за Родину. Эта притча о смерти из уст ребенка не могла не повергнуть в ужас и не найти отклика в сердцах. В финале постановки в исполнении Антона Кузнецова и Романа Лящука прозвучали отрывки из произведений Алексея Дударева. Как Бог, которого нет, наградил юношу медалью в виде солнца, превратившегося в обжигающий, горячий нимб над его головой. Кадрами военных лет — фрагментами кинохроники первого парада Советской армии мы, участники спектакля-променада, спустя семьдесят четыре года, дошли до точки В, до точки Победы.


        Театр «Понедельник выходной» не впервые удивляет зрителей иммерсивными постановками, разрушая четвертую стену, зал и как таковую сцену, сумел и в этот раз поразить аудиторию, соединив классический формат экскурсии с квестами, театральное действо с реальностью. Проникновение, погружение, непредсказуемость и полная вовлеченность — вот, что помогает осознать значимость каждого мига человеческой жизни, цену одной большой трагедии и величие духа нации, где молодые парни и девчата, еще вчера казавшиеся детьми, сегодня вышли героями, спасшими страну.


Маргарита Мендель 

частный журналистский проект notes Musica opus 




Фотографии предоставлены театром «Понедельник выходной»

Комментариев нет:

Отправить комментарий