ФИНАЛ С ИСПАНО-ФРАНЦУЗСКИМ ШАРМОМ
13 апреля в Государственном концертном зале им. А. М. Каца состоялось закрытие новосибирской части VI Транссибирского Арт-Фестиваля.
Музыка настолько всеобъемлюща, что если заниматься ею серьезно, отдавая душу, она никогда себя не исчерпает и будет источником подлинного счастья… В. Репин
Завершающий аккорд фестиваля: Стравинский, Дебюсси, Лало — и его финальный триумвират: Новосибирский академический симфонический оркестр (главный дирижер и художественный руководитель Томас Зандерлинг), Вадим Репин и уже знакомый новосибирской публике маэстро Шарль Дютуа. Бурные овации зала по окончании интереснейшей и изысканной программы вечера еще раз доказали, что классическая музыка, когда-то пользующаяся почтением лишь у избранной прослойки элиты, благодаря высокому профессионализму музыкантов — новосибирского оркестра и гастролирующих мировых величин — уже приобрела широкую популярность и сбавлять темпы не намерена.
Перед Новосибирским академическим симфоническим оркестром, выходившим на фестивальную сцену бесчисленное количество раз и готовящемуся параллельно еще и к выступлениям по нескольким разнохарактерным абонементам, стояла задача огромной сложности, с которой музыканты прекрасно справились: подготовить грандиозные по своему масштабу и сложности партитуры в короткий срок и выдать совершенно новый звук, но узнаваемый по фирменной, почти абсолютной, сыгранности оркестра и благородной исполнительской манере.
И программа для финального вечера, по-видимому, была выбрана тоже неспроста — здесь и русская, и французская музыка, и испанские мотивы, что подтверждает: музыка не нуждается в переводе на какой-либо один язык, и к маршруту Транссибирской магистрали искусств еще примкнут международные составы, а открывшая концерт музыка из балета Игоря Стравинского «Игра в карты» отсылает как к Году театра в России, так и к синтезу разных искусств на форуме. Игра не закончена и, главное, что мы услышали этим вечером из уст художественного руководителя Фестиваля — VII Транссибирскому быть (потому и шутка с I'll be Bach, произнесенная в дуэте с маэстро Дютуа, была под стать).
Поднимая воображаемый занавес, оркестр и маэстро Шарль Дютуа перенесли слушателей в карнавальный мир гротескных персонажей, призрачных и иллюзорных образов, кроющихся за угловатым мелодическим рисунком, острой ритмикой и эксцентрикой, проворными пассажами Джокера. Сюжет балета — партия в покер, разыгрываемая в трех сдачах, с постепенно нарастающим азартом. Музыка — яркая и остроумная, карикатурная, несущая в себе контраст скерцозного и лирического, с сильным энергетическим посылом и разнообразными сочетаниями тембров оркестровых инструментов. Акцентированно-рельефное и дивно выверенное исполнение слушатели приняли на едином дыхании. А после Шарль Дютуа представил нам своего Дебюсси — пленительного и таинственного, почти сакрального. Без шаблонов, абстрактный и чувственный. Его «Море», три симфонических эскиза для оркестра, — музыкальное полотно (созданное для сверхоркестра, которому на сцене подвластно все), играющее и мерцающее переливами просыпающихся волн, тут же рассыпающееся солнечными брызгами, где наблюдатель предчувствует, что где-то в глубинах бездны зарождается диалог двух мощных стихий. Пришедшим на концерт посчастливилось услышать редкое исполнение — звучал ли еще когда-либо так неповторимо и гениально Дебюсси, столь гипнотически и проникновенно?.. Симфонический оркестр погрузил зал в мир живой поэтики чувств и мечтаний — от мельчайших штрихов оркестровки, ее рафинированной отделки до крупных образов и живописных ассоциаций Клода Моне. Несомненен необычайный талант Шарля Дютуа — кажется, он рожден для интерпретации французской музыки.
Продолжая утонченную французскую линию, во втором отделении новосибирскую публику познакомили с пятичастной «Испанской симфонией» француза Эдуарда Лало. «Симфония», которую одни называют концертом, а другие — сюитой, была написана для Пабло Сарасате и посвящена ему. По традиции, партию солирующего инструмента в финальном аккорде фестиваля представил Вадим Репин. Исполнение, близкое к недостижимому идеалу, насыщенное красками и темпераментом, полное искреннего и глубоко чувства, оставило самые теплые и лучшие впечатления. Но кроме блистательного солиста и маститого дирижера хочется отметить еще одного человека, без которого звучание оркестра не было бы таким восхитительным, как сейчас, человека, без которого не состоялся бы диалог «оркестр — солист», «оркестр — дирижер». Этот человек хранит музыкальные традиции, идущие от эпохи Арнольда Каца, ведет за собой коллектив на протяжении вот уже 27 лет и всегда выходит на сцену первым — концертмейстер Новосибирского академического симфонического оркестра, народный артист России Валерий Карчагин. И это просто замечательно, что у оркестра есть такой Концертмейстер с большой буквы.
В Новосибирске VI Транссибирский Арт-Фестиваль подошел к концу, но в Москве, Санкт-Петербурге, Красноярске он еще продолжается, его также ждут в Нью-Йорке, в городах Германии, Франции, Японии и Южной Кореи… А новосибирские слушатели до окончания сезона еще не раз смогут насладиться концертами оркестра как минимум еще по четырем абонементам.
Маргарита Мендель
частный журналистский проект notes Musica opus
Фото Александра Иванова
Комментариев нет:
Отправить комментарий