Виктор. Так подожди, они, выходит, все со справками: голову отвернут – и отвечать не будут? Я-то думал, они спокойные, раз на воле, так, чуть-чуть, а они еще почище буйных. У вас вообще тут власть-то есть какая-нибудь? Сумасшедшие с топорами спокойно бегают, а им главное – клуб оформить к празднику. Выпустите меня! Я тоже псих! Я тоже сидел! Я такой же, как все, сумасшедший, выпустите меня!..
Степан Лобозёров
Комичность истории, когда деревенская семья думает, что их гость из города сумасшедший, а он в это же время предполагает ровно противоположное — что хозяева из желтого дома, и все это на фоне любовной коллизии с элементами буколического детектива — такую историю зрителям представил частный драматический театр «Понедельник выходной», приглашая всех провести три премьерных дня в деревенской «гостинице» («не настоящей, конечно, три кровати, но все равно»). В спектакле с самого начала тон задает не только сценография, но и оформление зрительного зала и фойе. Обрывки ткани с причудливо рисованными портретами, тут и там развешенные по обе стороны театральных кресел; портальный занавес, больше похожий на шторки-задергушки из добротной бревенчатой избушки — все это настраивает на атмосферу деревенского быта.
В основе спектакля лежит комедия «Семейный портрет с посторонним» Степана Лобозёрова — одного из самых ярких и популярных драматургов Сибири, исследователя жизни «семейских» — коренных жителей Сибири, Забайкалья, Бурятии. И пьеса, можно сказать, универсальна для постановки, максимально выигрышна, пусть и сюжетная линия, на первый взгляд, что ни на есть незамысловатая: деревенская рутина, в коей проживает одна небольшая семья со своими проблемами, недоразумениями и мелкими ссорами: глава семейства Тимофей лежит со сломанной ногой и требует именин, жена его Катерина, возвращаясь каждый раз домой с полными пакетами, не гнушается ерничества и ругает мужа за пьянство, дочь их Таня мечтает о чистой и светлой любви, о поступлении в институт, но пока подрабатывает то уборщицей, то пионервожатой в школе, а вот бабка, несмотря на свою ворчливость, успевает и по хозяйству управится и проконтролировать каждого и всея в доме. Но никто из них не может добраться до чердака, чтобы утопить недавно родившихся котят. Главным винтиком механизма, запускающего хаос, становится даже не приехавший в деревню Виктор — молодой художник, который должен расписать к празднику клуб, а Танин ухажер Михаил, разыгравший хитроумную комбинацию со сплетнями о дурдоме.
Нелепости поведения героев разыгрываются в пространстве под стать характерам персонажей; декорации (в прямом и в переносном смысле) будто белыми нитками шиты — именно белыми, когда портные наметывают скроенное для примерки. Угрюмый и немногословный городской житель Виктор как раз-таки «примеряет» на несколько дней деревенскую жизнь, но в условиях, которым явно не позавидуешь. Режиссер и художник-постановщик Сергей Дроздов создает абсолютно бутафорское пространство (где из неподдельного только стол, стулья да еда) для более легкого восприятия актерской эксцентрики, перемещая акценты с декораций на героев. Материальчатые своды дома в разрезе, где остаются две комнаты и коридор у задника сцены, где никто не хлопает дверями (но зато с заядлой регулярностью и совершенно комично запинается об ведра в «коридоре»), ибо вместо них занавески с воспроизведенными далеко не а-ля рюс, а скорее в стиле «я рисую как могу/ я художник, я так вижу» с комодами, домашней растительностью, часами, торшерами и окнами. На фоне простых, чисто символических декораций и складывается в горько-смешную провинциальную картину сценки обороны «сумасшедших от сумасшедшего», сопровождающиеся несмолкающим, еле давимым хохотом из зала. Безусловно, актерам театра «Понедельник выходной» удалось в полной мере органично войти в образы, уловить говор и манеры деревенских обитателей, которым невозможно было не верить, и искренний смех из зала — лучшее тому подтверждение и показатель какой должна быть настоящая комедия.
Главный философ спектакля — прикованный к постели Тимофей (Роман Лящук), активно участвует в семейной жизни и особенно в проведении собственных именин («Тимофей как состояние души»), Катерина, вынужденная постоянно всех тормошить (восхищающая самоотдачей и красотой гротеска женщины-вамп с уральским диалектом, актриса Валентина Ворошилова), Таня (Ирина Трифонова), их дочь, исполненная академической скромности, которая периодически сменяется неустрашимой отвагой — последняя капля здравого смысла в семье, совершенно не обремененной ни техническим прогрессом, ни проблемами глобализации, новоиспеченный жених Михаил (Егор Голдырев) — затейливый ревнивец и провокатор, художник Виктор (Владимир Швальбе), находящийся на пороге личной экономической катастрофы, далекий от нравов как деревенских изб, так и желтых домов и, конечно же, совершенно умопомрачительная, колоритная бабка-боец из Сибирского Шаолиня, готовая противостоять чужой буйности и метлой и ножом, и ведром и топором (Анастасия Панина). Чего стоит сцена ночного дозора с ее участием под саундтрек из «Розовой пантеры». К слову, многие фразы и реплики спектакля очень быстро и легко разлетелись на цитаты.
Отдельного внимания заслуживает и музыкальное сопровождение постановки: от песен группы «Руки вверх» до «Нирваны» и Бон Джови в органичной для спектакля аккордеонной интерпретации.
Спектакль «Семейный портрет с посторонним» способен удивить и рассмешить даже самого искушенного комедиями зрителя, и приходить на этот спектакль необходимо действительно с теми, с кем бы вы сели за один стол на собственных именинах. Динамичная и живая постановка, в которой работа режиссера, актеров и всего творческого состава заслуживает горячих аплодисментов — отличное лекарство от стресса и депрессии в любое время года.
Маргарита Мендель
частный журналистский проект notes Musica opus
Фоторепортаж (с первого дня премьеры) Алексея Гриценко,фотографии предоставлены театром «Понедельник выходной»
Комментариев нет:
Отправить комментарий