ЗОНА КРАСОТЫ
…я жду этого конкурса красоты как Бога, чтобы попытаться выйти отсюда.
Красота, истекающая слезами, красота в черных разводах туши и теней, красота ведьмовская и мрачная внахлест, обезоруживающая силой духа и страданием. Красота, сокрытая под болезненной трансформацией готесс стиля вамп — в удрученных, изломанных жизнью женщин в тюремных халатных робах. Как нары могут сочетаться с меховыми горжетками, чалмами и портупеями, а тюремные решетки — с миловидными лицами? Закон един для всех — как для мужчин, так и для женщин. Кто эти женщины — мошенницы и убийцы; подобные гарпиям со Строфадских островов чудовища, или же оступившиеся по незнанию, злому наитию, божьи существа? Какими нам их представит режиссер театра «Понедельник выходной» Сергей Дроздов?
Спектакль, где твой глубоко запрятанный невроз и отчаянная экзистенция находят выход на сцене в пароксических эмоциях, где язык тел становится читаемым текстом, где то, о чем ты не в состоянии сказать, начинает звучать исступленной борьбой, где статика мизансцен и немой крик вызывают пронзительный ужас. Мир рассыпается на мелкие осколки, на те самые металлические скрепы, окружающие заключенных, чтобы заново выстроиться в нечто страшное, ошеломляющее и неправдоподобное на первый взгляд. Эта другая сторона жизни, похожая на реинкарнацию прошлого в общем сублимирующем сне, явь мешается с ирреальностью, земля уходит из-под ног, и впереди — полет над пропастью, полет длиною в пятнадцать лет — от следственных до штрафных изоляторов.
…Незаконное приобретение, хранение и перевозка психотропных веществ, групповое мошенничество в особо крупных размерах, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее за собой смерть.
Театр превращается в пространство особого порядка — никакого нафталина и кринолиновых платьев, английской поэзии и комедий дель арте. Неожиданный выбор материала, непредсказуемый ход реальных историй заключенных исправительной колонии №9 и блестяще воссозданные образы героинь в психологической точности проживания: в спектакле задействована часть женского состава труппы — Ирина Таушканова, Ксения Белозерова, Валентина Ворошилова, Татьяна Терлецкая-Швальбе, Ирина Трифонова, Анастасия Панина. Движение зацикливается в смене сольного сказительства, в борьбе, лишенной каких-либо диалогов и массовых сцен.
Визуальный минимализм, представляющий собой черную сценическую коробку с металлическим отблеском решеток в виде занавеса из скреп, где в каждом углу бьется и мается чья-то дочь или мать; и каждый стоп-кадр спектакля, второплановый элемент мог бы жить своей отдельной жизнью, как немая экспозиция в виде инсталляции. Парализовывающая и обволакивающая тьма, пришедшая с тюремных застенок. Героини (спасибо за их перевоплощение художнику по костюмам Хелене Келлерберг) хоть и остаются в тюремной робе да кирзовых сапогах (что уже — один из главных инструментов контроля, лишающий человека индивидуальности) раскрываются именно с человеческой стороны, ничто не чуждо их душам — будь то влюбленность и желание быть любимой, материнская забота, вера в будущее, надежда на счастье. Возможно, зрители, побывавшие на предыдущей премьере театра «Понедельник выходной» — иммерсивной читке с обсуждением «Финист ясный сокол», помнят, чем оканчивается пьеса Светланы Петрийчук — инструкцией №6 «Как правильно завязывать платок в колонии». Лично для меня эти два спектакля в одно мгновение превратились в некую дилогию преступления и наказания. А если театр начинается с вешалки, то и дуализм постановки просматривается уже от фойе, где зрителей встречали снимки реальных заключенных (портреты, сделанные фотографом Дмитрием Ивановым) — девушек, чьи истории стали документальной основой спектакля. Само сценическое пространство — раздвоенный мир, мир «до» и «после»: по трем камерам, расположенным друг против друга, по тому, в каком порядке девушки кладут на пол свои костюмы для конкурса красоты, как столпы света высвечивают их лица.
…Штрафные изоляторы, нарушение режима (за один день заключенный в колонии или обвиняемый в СИЗО может нарушить режим более десяти раз), попытки самоубийства, насилие, статус ВИЧ, отказ в УДО, который для многих заключенных становится тяжелым психологическим ударом (а численность осужденных в России снижается гораздо медленнее, чем в соседних странах по причине фактической ликвидации института условно-досрочного освобождения). Оттого и конкурс красоты для них — единственная возможность облегчить наказание, снискать расположение свыше. Здесь они могут танцевать, могут петь, они могут кричать — пока их никто не видит и не слышит. Ритмо-ток в этой малой галактике камерной сцены пульсирует звуковыми протуберанцами единственной композиции Billie Eilish «Bad guy», экстатическими танцами (постановка танца — Алексей Симон), витальностью и агрессивностью. Невольно задумываешься, ведь эти женщины в какой-то степени действительно пострадали от рук мужчин или от их влияния — будь то наркотики или же домашнее насилие. Но они по-прежнему все еще верят в свою авторитарную доминантную роль, ибо им больше положиться не на кого.
Финал спектакля остается открытым: мы не знаем, кто победил, кому из них выпал счастливый билет, шанс на маленький шажок к освобождению. Ведь каждая достойна счастья и свободы, и каждая должна победить — по крайней мере, саму себя.
Спасибо театру «Понедельник выходной» за жесткую справедливость и жестокую правду жизни, за полуторачасовое бдение, полное горечи и нервного совершенства новообретенного, сильного впечатления с долгим послевкусием.
Маргарита Мендель
частный журналистский проект notes Musica opus
Фото Алексея Гриценко предоставлены театром «Понедельник Выходной»
Комментариев нет:
Отправить комментарий