25 июн. 2020 г.

ЗАЖЕЧЬ СВОЮ ЗВЕЗДУ ТАЛАНТА


Кристина Иванова — режиссер театрализованных представлений, преподаватель сценической речи и актерского мастерства, художественный руководитель и основатель центра творчества «Звездное небо» в Верх-Туле. Мы побеседовали с Кристиной о работе ее студии, о современном экспериментальном театре и эмоциональном выгорании, а также о том, почему дети должны читать то, что им по возрасту.


Через тернии к «Звездному небу»


        Первоначально мы думали назвать нашу студию «Зазеркалье», но позже решили, что остановимся на «Звездном небе», тем более что эту идею поддержал мой муж. Если считать официально по учебным годам, то в нынешнем у нас юбилей — ровно пять лет. В конце 2015 года мы решили открыть центр творчества и уже феврале 2016-го к нам пришли первые студийцы. Переехав в собственное помещение в 85 квадратных метров, мы смогли добавить направления для детей: студию живописи, модельную школу и школу блогеров. Но сначала это был обшарпанный, холодный подвал с условиями, в которых мы не могли принимать детей. Ночами я работала, откладывала деньги, чтобы собрать необходимые средства на ремонт, и за свой счет мы за две недели из ужасного подвала сделали красивое, уютное место, куда с удовольствием ныне приходят дети и их родители. Здесь мы творим, балагурим и развиваемся.



От живописи к «Инстаграму»


        В Верх-Туле есть множество достойных проектов, заслуживающих финансовой поддержки. Но в театре, в отличие от танцев, вокала и спортивных секций, занимается не так много детей, и если в хореографическом коллективе это около сотни человек и результат они видят сразу, то у нас выходят два-три спектакля, которые мы сдаем за год всей студией. В школе блогеров мы учим детей писать емкие тексты, вести «Инстаграм», показываем, как создавать визуальный контент для своих страниц — в наше время эти навыки очень полезны. Без лишней критики мы прививаем детям качество «красиво подать себя». Занятия в студии живописи ведет квалифицированный педагог, архитектор и дизайнер по образованию. Она преподает детям живопись, основы композиции, цветоведение, пропедевтику. Никакого пластилина и цветной бумаги. Мы создали школу моделей как то, чего до нас не было, и это действительно единственная школа моделей, которая находится в области, а не в центре Новосибирска. В курс входят такие дисциплины, как дефиле, фотопозирование, макияж, стиль, видеотесты. В этом году наши ребята поедут в Москву на Mercedes-Benz Fashion Week. Модельная студия «Звездного неба» работает по системе европейских стандартов, с местными новосибирскими школами мы не обмениваемся опытом, поскольку то, что видим на их показах, нас категорически не устраивает. В этом смысле у нас свои цели и задачи. Наш педагог известен в профессиональных кругах, она активно сотрудничает с одним из фотографов Лос-Анджелеса. Театральная школа в этом году поедет в Сочи на международный фестиваль «Театральное единство». Мы работаем с тремя возрастными категориями: дошкольного возраста (от 4 до 6 лет), младшего школьного (от 7 до 11) и среднего (от 12 до 16). По окончании курса выдаем сертификаты: через три года — по всем направлениям, через пять — по театральному.




Счастливый билет в театр


        У нас нет метода кнута, дети растут в благодатных условиях семейной атмосферы, мы заботимся о них, общаемся с родителями. У детей есть карточки достижений, «буклет-созвездие», куда на зачетной неделе дети прикрепляют наклейки в виде звезд. Им интересно собирать все звезды и доказывать самим себе, что они могут. В шутку скажу о своей репутации: первоначально ко мне приводили проблемных детей, которых, по словам родителей, «никуда не взяли, мы все перепробовали, надо идти в театр». Это как последний счастливый билет. К слову, эти дети у меня занимаются пятый год и уже выпускники. Предрассудки бывают разные у всех, но в нашем коллективе, когда педагог видит ребенка — он уже его любит. Мы не можем по-другому, иначе нет смысла работать. Поэтому и людям впоследствии тяжело уходить из «Звездного неба», они приводят друзей, знакомых, родственников. У нас есть особая философия: каждый ребенок может зажечь свою звезду таланта. А если ребенок или его родители в это не верят, мы поможем им убедиться в обратном.




Мастерская друзей


        Педагог — не только наставник, но и друг. За время работы центра у нас ни один педагог не уволился. Для преподавателя, на мой взгляд, в первую очередь важна честность, вторая же важная черта — стрессоустойчивость: работать вечерами без выходных бывает нелегко. А третья черта — это любовь к детям, любовь ко всему. Пусть и звучит как романтическая утопия, но если человек улыбается всему миру, он сможет улыбнуться и людям в этом мире. В первом полугодии 2020 года мы планируем открыть филиал «Звездного неба» в Центральном районе города Новосибирска. У нас нет совдеповской системы: надо, делай через не хочу. Меня не устраивает система, когда дети и родители все должны. Давать должен преподаватель. Часто случается, что театральные студии поставлены на поток как средство зарабатывания денег, там может работать всего один педагог, а собирается внушительная сумма. У нас есть принцип: мы — мастерская. С маленькими детьми у нас работает педагог-хореограф, я веду два направления — сценическую речь и актерское мастерство, в нашу команду также входят сценограф, гример, декоратор и швея. Сколько мы зарабатываем, столько и тратим на постановки, нас никто не спонсирует. При этом каждый год мы ездим на конкурсы в Барнаул, периодически на театральные фестивали Санкт-Петербурга и Москвы. В настоящий момент мы единственный коллектив из Новосибирска, который отправится на сочинский фестиваль. И если видим, что в жюри присутствуют профессионалы, мнение которых хочется услышать, мы отправляем заявку.


Чем проще, тем лучше


        Кроме трех возрастных групп у нас есть еще и основная труппа, куда входят дети от 5 до 13 лет, с ними мы создаем выездные спектакли. Сейчас работаем над «Маугли» Киплинга. Кажется, что сказка детская, но материал настолько тяжелый в плане понимания детьми всех оборотов и подтекстов, что приходится сокращать огромные монологи и очень тяжело объяснить пятилетнему ребенку, что такое предательство и что такое нелюбовь, потому как этих эмоций он еще не проживал. Детям нужно объяснять в игровой форме, отчего Шерхан такой злой, почему медведь Балу учит волчат, а Багира живет среди этого царства. Мы работаем над театральными номерами и этюдами, основу репертуара составляют Чуковский, Маршак, Заходер, Рената Муха. У детей хорошо получаются рифмованные произведения, в то время как длинная проза для них нереальна. Мы не берем тяжелые произведения о войне, дети должны читать то, что им по возрасту. Мы брались за Тэффи и Зощенко, пробовали ставить «Маленького принца», но после я зареклась — книга Экзюпери для взрослых. Чем проще для детей, тем лучше.



Об избранниках Мельпомены


        В детстве я мечтала стать певицей, но медведи не выбирают, кому на ухо наступить, поэтому моя карьера закончилась так же быстро, как и началась — после первой песни на прослушивании. (Смеется.) Режиссура — очень интересно, но я не говорю, что это моя последняя профессия. Режиссером невозможно родиться, это большой тренаж, большая школа жизни, которую нужно пройти. По сути, мы все режиссеры — своей жизни, проектов, любимого детища. Но если говорить о законах сцены, это совершенно другие вещи. Я детский режиссер, а до хорошего театрального режиссера мне еще топать и топать. Это такой огромный пласт, которым нужно быть самому для актеров; режиссер обязан быть умнее, быстрее, сильнее, выше, чтобы донести сверхзадачу, быть человеком, прочувствовавшим абсолютно все в жизни. Не каждому дано. Неправда, когда люди говорят: «Вот тебя боженька в голову поцеловал». Труд, самообучение, развитие — это все. Харизма, конечно, многое решает, но далеко на одной харизме не уедешь. Быть актером одного амплуа в каком-то смысле хорошо, когда тебя покупают и всюду берут, но если мы говорим о настоящем актере, тут человек должен попробовать себя во всем — от драмы до комедии. 


        Что самое интересное в моей профессии? Как я 31 декабря гоняла дворника! Шучу. Без юмора я бы уже лежала в отделении неврозов. Нужно оставаться серьезной, но в гармонии с юмором. Режиссура — это про «быть, а не казаться», когда ты нужен людям и можешь быть полезен. Ты помогаешь детям стать лучше, чем сам, хочешь, чтобы они не повторяли твоих ошибок и открывали нужные двери, чтобы они шли учиться к лучшим мастерам, и по дороге не растеряли свой талант. Они у меня умнее и чувственнее, чем я. Лентяи, правда, но очень крутые. (Смеется.) А вот нереализованная часть меня периодически вопит и кричит: может быть, попробуем с ними то, чего я сама не успела в студенчестве.



Театр как эксперимент


        Меня вдохновляют практически все работы Эймунтаса Някрошюса, спектакли мастерской Петра Фоменко. И Станиславский когда-то был новатором, но теперь это уже классика и стандарт. Мне нравится система и принцип работы Олега Табакова, то, как он помогал своей театральной семье, где не было змеиного клубка. Из новосибирских отдаю предпочтение театру «Красный факел», люблю экспериментальную режиссуру, но при этом ценю классику. У «Старого дома» постановки классические, но в современном подходе, тот же «Пер Гюнт», Ибсен — это же классика! Иногда встречается и дурацкая драматургия, но «Красный факел» делает даже такое в постановке «вкусным». Например, «Только для женщин» — не скажу, что это шедевр, но для обывателя классно. За живое задела «Гедда Габлер» Тимофея Кулябина — это та драматургия, к которой приходишь с возрастом, она не для слабонервных. А вот в спектакле «Дом Бернарды Альбы» меня не зацепила тема, но зато режиссерские ходы и приемы, продуманные мизансцены в совокупности с актерской игрой просто покорили. Поставить спектакль без слов, на ментальном уровне, телепатии, на тактильных чувствах. Запомнился «Довлатов. Анекдоты». Мне нравится, когда ты не можешь объяснить и надо думать — вот что я ценю в экспериментальном театре. В НАМТ «Глобус» выделяются актерские и режиссерские работы Лаврентия Сорокина.




По формуле успеха


        Эмоциональное выгорание нужно уметь контролировать. Я не могу оставаться одной и ничего не делать. Когда я не работаю и не реализовываю свой потенциал, я выгораю. Но если ты любишь свою работу, обязательно найдешь в себе силы почерпнуть вдохновение откуда-то. Лучший способ — окружить себя людьми вдохновляющими, адекватными, как сейчас модно говорить, нетоксичными. Творческого человека проще всего обидеть, ведь он работает на интуитивном, чувствительном уровне — это настолько тонкая материя, которую чуть заденешь, и она начинает сжиматься. Я кайфую от гонок и соревнований, не люблю проигрывать. И если у Элизабет Гилберт было «Ешь, молись, люби», то моя формула проста: не изменяй своим принципам, будь честным с самим собой и с другими, вдохновляйся и вдохновляй.


Беседовала Маргарита Мендель 

частный журналистский проект notes Musica opus 


Фото из личного архива Кристины Ивановой

Комментариев нет:

Отправить комментарий