В череде изумляющих своим разнообразием и красотой вечеров с Новосибирским академическим симфоническим оркестром, концерт, состоявшийся на сцене Государственного концертного зала им А.М. Каца 9 февраля, без сомнения, оставит свой триумфальный след и в истории филармонии, и в памяти слушателей.
Мистерия света и музыки: затемненная сцена с подсвеченными пюпитрами, особая магия теней и зал «тысячник», медленно погружающийся в медитативную природу реальности. Camera obscura, переворачивающая реальность и превращающая звуки в ментальную единицу экстатики – от ее ослепительного сияния до ухода в мир морока и фантомов. Такое символичное начало концерта предзнаменовало нечто особенное и нестандартное. Молодой дирижер Валентин Урюпин в сопровождении артистов НАСО в составе камерного струнного оркестра представили публике премьеру – «Тихую музыку» Сильвестрова, написанную в 2002 году. Перу композитора также принадлежат восемь симфоний, три струнных квартета, вокальные и хоровые сочинения. Имя этого автора, вероятно, еще мало знакомо слушателю, но я надеюсь, что в ближайшие годы о нем будут вспоминать чаще, готовя репертуар разных ансамблей. Этим вечером нам посчастливилось познакомиться с его «Вальсом в миноре», «Вечерней серенадой» и «Серенадой в миноре». Ощущение отсутствия какой-либо тональности и атональности, но в то же время сохраняется и мелодическое равновесие, которое нельзя точно определить к какому-либо направлению – ни к неоромантизму, где отчетливо слышится влияние и Шуберта, и Шумана, ни к пост-авангарду. Словно хождение по воде или наблюдение за метафорическим бутоном, раскрывающимся прямо у тебя на глазах, но тут же исчезающим при попытке «понять его». Мы привыкли вслушиваться, когда чего-то не понимаем, забывая, что понятное и простое на первый взгляд заслуживает даже большего внимания. Все гениальное просто, созерцательно и инертно по отношению к человеческому осознанию, потому и музыка Сильвестрова – некое прикосновение к тайне непостижимого, это мистическое откровение на самом требовательном и чутком пианиссимо.
Хочется отдельно сказать о сотрудничестве известного новосибирской публике дирижера Валентина Урюпина с симфоническим оркестром филармонии – высокий уровень профессионального единения и взаимопонимания с музыкантами, благодаря которому был достигнут поистине прекрасный результат. Один из самых разносторонних и успешных российских музыкантов молодого поколения: лауреат двадцати пяти международных конкурсов кларнетистов и продолжатель традиции дирижерской школы Геннадия Рождественского. Тот случай, когда через работу дирижера видишь полную самоотдачу всего оркестра – в исполнении концерта Прокофьева и симфонии Скрябина это особенно слышалось.
В роли солиста в соль-мажорном концерте с оркестром выступил пианист Михаил Лидский. Яркость исполнительского стиля, наряду с элитарностью интерпретации, интеллектуальным видением материала и просто невероятной физической мощью – довольно редкое сочетание для нынешней классической эстрады. Многоплановость музыкального полотна, гротеск и эксцентрика, глиссандо, скачки, колючие стаккато и резкие акценты фортепиано; длительные пиццикато струнных и выкрики медных, собранные воедино и обогащенные темпераментностью исполнителей и свежими тембрами – мастерски претворили в жизнь Новосибирский академический симфонический оркестр и маэстро Лидский под умелым руководством дирижера. Достойно воплотить музыкальный замысел композитора (по словам жены композитора Лины Прокофьевой «окончив оркестровку концерта, Прокофьев сам «засел за зубрежку его фортепианной партии, все время жалуясь на ее «трудноватость», тем более что сперва задумывал вещь «легкую и эффектную») – абсолютный успех музыкантов, сопровождающийся продолжительными овациями. Остается только жалеть, что залу так и не удалось «выпросить» бис.
Кульминацией концерта стало второе отделение, оно же в полной мере «раскрыло» интермедию света, упомянутую в самом начале, ведь после антракта слушателей ожидало настоящее восхождение от «мрака к свету» – до-минорная симфония Александра Скрябина. Во время создания Первой симфонии композитор писал: «Чтобы стать оптимистом в настоящем значении этого слова, нужно испытать отчаянье и победить его». Вторая же симфония представляет собой философскую концепцию, отражающую мировоззрение Скрябина. Прочтение ее и исполнение подарили аудитории невероятные по глубине и силе воздействия эмоции, за что зал долго благодарил артистов бурными аплодисментами стоя. Признаться, я давно не слышала оркестр таким – гипнотически воздействующим, с драматическим надрывом, ошеломляющим откровенностью каждого мелодического высказывания.
Вечер из разряда знаменательных событий.
Спасибо за великолепие музыки в трех разных ипостасях света – лунного сильвестровского сияния, яркого прокофьевского солнца и скрябинского озарения.
Маргарита Мендель
частный журналистский проект notes Musica opus
Фото Виктора Дмитриева
Комментариев нет:
Отправить комментарий