24 июн. 2020 г.

ВЕЧЕР ЗОЛОТОГО ВЕКА ДЖАЗА

В качестве эпиграфа к роскошной программе джазового концерта квартета «Filarmonica» и трио Игоря Дмитриева, думаю, прекрасно подойдет известная в музыкальных кругах фраза Луи Армстронга: «Если вы спрашиваете что такое джаз, то вам этого никогда не понять. То, что мы играем, и есть жизнь». И если бы достопочтенному маэстро джаза посчастливилось этим морозным вечером оказаться в самом сердце Сибири, на одной сцене с нашими именитыми музыкантами, то, без сомнения, он бы остался не только доволен, но и покорен – как талантом артистов новосибирской филармонии, так и горячими овациями постоянных слушателей. Ведь чудесам свойственно сбываться под новый год, что и доказал сегодняшний вечер – ничто не способно препятствовать волшебству, особенно, если волшебство это – сама музыка.


Часто ли можно услышать в нашем городе настоящий джаз со сцены филармонии, Дома Ученых Академгородка или же консерватории в исполнении струнного квартета и мастеров импровизации? Ответ очевиден. Поэтому и предстоящий декабрьский концерт «Filarmonica»-квартета (художественный руководитель – народный артист России Валерий Карчагин, скрипка; заслуженная артистка России Оксана Анисимова, скрипка; Илья Тарасенко, альт; Станислав Овчинников, виолончель) завороженно ждали не только держатели классического абонемента, но и ценители джазовых бэндов и комбо, оттого свободных мест в зале не наблюдалось, ведь любые эксперименты в музыкальном пространстве у «Филармоники» проходят на ура. И чтобы создать особенную атмосферу настоящего джем-сэйшена в Камерном зале филармонии к артистам квартета примкнули музыканты джазового трио: контрабасист Дмитрий Аверченков, барабанщик Евгений Суворов и, конечно же, сам автор транскрипций – пианист Игорь Дмитриев, зарекомендовавший себя уже в первом выходе великолепным ведущим.


Два полноценных отделения представили нам не просто серию импровизационных квадратов, а целую антологию джаза – от Фэтса Уоллера и Дюка Эллингтона до современных сибирских эталонов, звучали здесь и регтаймовские композиции, написанные еще до начала «золотого века джаза», и бибоп, пришедший на смену свингу, Чарли Паркера. Сразу же хочется отметить внутриколлективное согласие и силу взаимопонимания между трио и квартетом, что позволило им на несколько часов превратиться не в какой-нибудь стэйдж-бэнд, а в мощнейшее филармоническое комбо, способное легко воплотить в жизнь даже самые сложные исполнительские задачи.



        Вторым неожиданным подарком для меломанов стала возможность за один вечер насладиться звучанием разных составов: струнного квартета в композициях Фэтса Уоллеса и Жоао Донато, открывших оба отделения; струнного квинтета (в состав которого вошел замечательный контрабасист Дмитрий Аверченков) прекрасно исполнившего «Облака» Джанго Рейнхардта; джазовый секстет в попурри; и после – фантастическое по своей красоте соло скрипки Валерия Карчагина в произведении Кона Конрада за чутким и проникновенным аккомпанементом гармонических и ритмических секций-моно; маняще и неотвратимо увлекающе звучал и септет, особенно в композициях восточного колорита, обрамляющих отделения – многим известный «Караван» Хуана Тизола и «Шейх Аравии» Теда Снайдера. И это был тот изысканный интеллектуальный джаз, который намеренно проникает в самую человеческую суть и звучит не только в зале, но и в где-то далеко-далеко – в душе, в сердце, в подсознании, играя долгим послевкусием. Экстраординарность, пластичность звука и умопомрачительная энергетика – расцвечивая каждую композицию своей интерпретации филигранной проработкой нюансов, трепетным отношением и проживанием каждого такта, музыканты создали некий космос из всех возможных градаций человеческих эмоций и чувств. И просто написать «это был подлинный фурор», значит, не сказать ничего. После каждого соло и импровизации зал буквально взрывался овациями.


Но, возвращаясь от исполнения к самой программе, добавлю, что аудитория имела счастье среди эвергринов услышать не только саунды на темы Дюка Эллингтона, но и «Лебедя» Камиля Сен-Санса в исполнении Станислава Овчинникова с поддержкой фортепиано и контрабаса – кристально-чистое сбалансированное звучание в прихотливом переплетении образов и гармоний, после которого нас ждал, как сказали бы прожженные меломаны джаза, «невероятно кайфовый бридж на полном драйве» с виртуозными импровизационными каскадами и неожиданными переходами-перекличками под мощный граунд-бит Евгения Суворова.


        Фееричным, ярким, образцовым – таким предстал концертный джаз – джаз, нашедший свой звуковой идеал, саунд-изюминку между камерно-классическим и авангардно-импровизационным исполнением от квартета «Filarmonica» и Трио Игоря Дмитриева. Светящаяся радостью публика, искренний восторг и громкие аплодисменты – тому подтверждение и – главная награда для музыкантов. Именно так мы стали свидетелями настоящего предновогоднего волшебства ее величества Музыки. 


Маргарита Мендель 

частный журналистский проект notes Musica opus 


Фото Сергея Корзенникова







Комментариев нет:

Отправить комментарий