26 июн. 2020 г.

ТАЙНЫЙ САД МОЕЙ ДУШИ

I'm powered by moonlight

Eternal ebb and flow

The rhythm of the nature

Running through my blood...*

Powered by nature ― Secret Garden


        В своей преподавательской деятельности я ежедневно сталкиваюсь с разными задачами, от технических до художественных. Первые решаются сравнительно легко, вторые же требуют больше времени и внимания. Одна из таких задач ― подбор репертуара.


        Многие мои студенты, к счастью, имеют представление о том, в каком музыкальном направлении им хотелось бы двигаться ― классика, рок, джаз... Некоторые даже заранее готовят список композиций к освоению. Но большинство приходит без конкретных пожеланий. Тогда мне нужно предложить произведение, которое хотелось бы играть, которое будет находить отклик в душе. И поскольку все люди разные, моя нотная библиотека должна быть и объемна, и стилистически обширна, над чем я почти непрерывно работаю.


        С классической скрипичной музыкой все просто ― нужно лишь выбрать самые интересные (на свой взгляд) произведения, разделить их по сложности ― и готово. Красота! Казалось бы, что еще нужно? Но далеко не все хотят играть классику. А вот с композициями-представителями других жанров все становится не так легко. Существует очень много по-настоящему крутой музыки, при прослушивании которой первая мысль: «Я хочу сыграть это на скрипке!» Здесь важно понять: а прозвучит ли оно в переложении так же хорошо, как в оригинале? К сожалению, в этом плане звезды сходятся не всегда. Яркий тому пример ― всем известная «Hallelujah» Леонарда Коэна, божественно звучащая с вокалом, и довольно скучно ― в переложении на скрипку. И этот случай далеко не единственный.


       Но существуют жанры, из которых можно брать буквально любую композицию любого исполнителя, и она прекрасно прозвучит на скрипке. Хороший пример такого жанра ― New Age.


       New Age (в переводе с англ. дословно ― «новая эра») ― музыка с легким расслабляющим звучанием. Границы жанра довольно расплывчаты, поэтому к нему относят очень разных по стилю исполнителей. И все же есть нечто, их объединяющее: в NA-музыке всегда есть мелодия, этнические мотивы, а также звуки живой природы ― плеск волн, шелест листьев, пение птиц. NA-музыка построена на принципе модальной гармонии, в основном консонантной. Инструментарий максимально разнообразен ― от синтезаторов до экзотических инструментов разных народов. В вокальной NA-музыке часто встречаются тексты на мертвых и вымышленных языках ― непонятно звучащие, зато отлично передающие атмосферу той или иной композиции. Также распространено использование имитаций католических григорианских хоралов: например, проекты Gregorian, Era и Enigma. Вдохновленные средневековой церковной музыкой, их композиции звучат гораздо свежее, не теряя при этом своей монументальности и соответствующего настроя.


        

        Рассказывать обо всех тонкостях жанра New Age можно бесконечно, переходя от одной особенности к другой. И все же, несмотря на все разнообразие, у NA есть своя узнаваемая эстетика. Такая музыка зачастую посвящена темам космоса, природы, истории и культуры разных народов и мифологии, что придает ей определенный колорит и звучание. Благодаря яркой выраженности мелодии, на чем бы она ни была сыграна (или спета), ее всегда можно переложить на скрипку. А у некоторых коллективов, как, например, у дуэта Secret Garden, этот инструмент — ведущий по умолчанию.


        Норвежский композитор и пианист Рольф Лёвланд (Rolf Løvland) и ирландская скрипачка Фионнуала Шерри (Fionnuala Sherry) познакомились в 1994 году в Дублине на конкурсе «Евровидение». Он был автором песен, она работала в концертном оркестре. И уже в следующем, 1995 году дуэт с поэтичным названием Secret Garden победил на этом же конкурсе с композицией Nocturne. Победа обеспечила успех их дебютного альбома «Songs from a Secret Garden», и познакомила множество людей по всему миру с этой прекрасной музыкой.


        Интересна история возникновения названия коллектива ― оно было необходимо для участия в «Евровидении». Музыканты хотели чего-то, что легко бы ассоциировалось с их звучанием. Secret Garden показалось им наиболее подходящим, и не просто так. По словам Рольфа, «Тайный сад» есть в каждом из нас: это те уголки души, в которые кто-то боится заглядывать, а кто-то ― покидать; это то сокровенное, что каждый хранит внутри себя, куда есть доступ только избранным. На мой взгляд, они попали в точку! Потому что их музыка действительно способна прикоснуться к душе.


        Композиции Secret Garden прекрасны в своей простоте. Возможно, потому что в отличие от многих других современных авторов, Лёвланд пишет мелодии классическим способом, не подвергая их серьезной технической обработке, не используя грувы, лупы, и т. п.; компьютерные программы служат лишь средством развития аранжировки. В его сочинениях чувствуется влияние как норвежской (в частности, Грига), так и ирландской музыки. Одни вдохновлены работой, другие ― значимыми событиями из жизни, как радостными, так и печальными. Весь спектр эмоций отражен в этих мелодиях, они невероятно личные и искренние. И в каждой из них слушатель может найти свою историю. Наверное, поэтому под них так легко радоваться, грустить, мечтать.


        Работа коллектива движется в трех музыкальных направлениях ― дуэтном, симфоническом и вокальном. Формально Secret Garden ― это только Фионнуала и Рольф, но они тесно сотрудничают с другими музыкантами ― инструменталистами и вокалистами, поэтому выступают как с поддержкой симфонического оркестра, так и вдвоем. И во втором случае особенно хорошо слышен голос скрипки ― старинного инструмента работы английского лютье Джона Эдварда Беттса. Прекрасный, теплый, воистину поющий звук легко объясняет, почему Фионнуала, несколько раз попробовав поработать на электрических скрипках, всегда возвращалась к своей. Магия между музыкантом и его инструментом существует! А Рольф за роялем обеспечивает ее игре великолепную поддержку. Дуэт ― это всегда о том, как двое вместе лучше, чем каждый поодиночке, и Secret Garden ― одно из лучших тому подтверждений.


        Творчество этого музыкального тандема доставляет мне огромное удовольствие и как слушателю, и как исполнителю ― всегда приятно поиграть эти мелодии и для себя, и для близких. И как преподаватель я отметила некоторые полезные для работы моменты. Многим моим студентам, как и мне, приходятся по душе композиции авторства Лёвланда, особенно «Adagio», «Elan» и ― куда же без нее? ― «Song from a Secret Garden». Последняя, в силу своей популярности и простоты, звучит в классе чаще всего. Обычно это вариант «скрипка + оркестровая минусовка», но однажды я предложила студентке сыграть это произведение дуэтом, под тот же «минус» ― послушать, что получится, в качестве эксперимента. И он удался! Диалог инструментов и исполнителей — это всегда яркие эмоции как для слушателей, так и для самих музыкантов. Получилось то самое волшебство игры в ансамбле — такое, как демонстрирует нам группа Secret Garden, на кого можно и нужно равняться.


        Работать с музыкой пера Рольфа Лёвланда всегда интересно ― каждый, кто берется за нее, привносит что-то личное. Никогда не знаешь, как прозвучит та же «Song from a Secret Garden» в исполнении другого человека. Раскрывая мелодию со своей стороны, человек раскрывается сам, и наблюдать за этим процессом ― настоящий восторг.


*―Мне силы дает лунный свет
Вечный прилив и отлив,
Ритм природы,
Стучащий в моей крови.


Ирина Дмитриева 
редактор-корректор
Ксения Хорт

частный журналистскый проект notes Musica opus 


Фото из открытых источников

Комментариев нет:

Отправить комментарий