24 июн. 2020 г.

ПРИНОШЕНИЕ ШОСТАКОВИЧУ

        В преддверии двух самых ожидаемых крупномасштабных событий ближайшего месяца – VI Транссибирского Арт-Фестиваля и «мARTовского КODа», февральская афиша не столь богата и разнообразна на премьеры. Но всегда есть абонементы, в которых встречаются концерты не менее важные и захватывающие. Их элитарность и особая камерная обстановка открывают музыку совершенно под другим углом восприятия, а уж если речь идет о гении Шостаковича, то здесь не может остаться каких-либо сомнений.


        21 февраля «Filarmonica»-квартет (художественный руководитель – народный артист России Валерий Карчагин, скрипка; заслуженная артистка России Оксана Анисимова, скрипка; Илья Тарасенко, альт; Станислав Овчинников, виолончель) погрузил публику в необычайную атмосферу струнной драматургии, способной филигранно точно и проницательно запечатлеть все радости, невзгоды и стремительный бег времени человеческой жизни. 


        Вечер-приношение Шостаковичу. Концерт открыл ранее не исполнявшийся на новосибирской сцене неоконченный квартет, или как его еще называют «сожженный квартет». Но как известно «рукописи не горят», а это значит, что истинный талант творца всегда бессмертен. Так, слушая фрагмент неоконченного ми-бемоль мажорного квартета, на уровне рефлексии улавливаешь, что в эту музыку хочется погружаться все глубже и глубже. Но встреча с ней столь мимолетна, столь коротко мгновение прекрасного, что и впечатление, подобно видению, проходит сквозь призму твоего сознания и рассеивается в нем. Несколько минут, полные нежности и отчаяния, натянутого нерва и внутреннего преодоления, заставляют по-новому взглянуть на все камерного творчество Шостаковича. Есть закодированные тайны гениев, которые нам никогда не откроются, но одним своим явлением они способны изменить мир. Струнные квартеты Шостаковича лично у меня всегда ассоциируется со звучанием инструментов четырех талантливых музыкантов «Филармоники». И я мечтаю, что когда-нибудь новосибирской публике удастся услышать все пятнадцать квартетов в их исполнении.  


        Продолжением первого отделения стал ля-мажорный квартет №2. Часто можно прочитать о нем, что это сочинение в основе своей «бесконфликтно и спокойно». Но на мой взгляд это совершенно не так, ведь не всегда процессы, происходящие на уровне подсознательного, проходят при отсутствии конфликта. Квартет «Filarmonica» представил нам свою трактовку, в которой остро чувствовалась и углубленная сосредоточенность исполнителей, и пристальное внимание к каждому нюансу, что в итоге позволило слушателям в полной мере погрузиться в сюитную архитектуру разворачивающейся в музыкальном полотне внутренней драмы художника. Естественность и искренность ощущений самих музыкантов, культура звукоизвлечения и чувство стиля, что красной нитью проходят сквозь все концерты этого коллектива, связывают наше настоящее с прошлым и будущим. Эмоциональным ядром исполнения стала вторая часть – речитатив и романс. Нужно отдать должное первой скрипке: прожить так, чтобы ошеломленный зал замер, чтобы пробирало до мурашек по коже, чтобы казалось, что сердце вот-вот остановится и эта ниточка звучания оборвется, а за ней и все остальное – на такое способен не каждый исполнитель. И когда даже в небольших паузах между частями зал не смеет шелохнуться – эти ощущение единения с искусством дорогого стоят. Потому с антракта публика возвращалась в тихом восторге, предвкушая самые разные ожидания от второго отделения. И ожидания эти были полностью оправданы. 


        Пятнадцатый струнный квартет Шостаковича – многочастное сочинение, исполняемое без пауз между частями (attacca). При этом все шесть частей квартета идут в темпе adagio, а каждая из них непосредственно соединена с предыдущей и последующей, от чего создается впечатление «тридцатиминутного адажио». Движение времени выходит в экзистенциальную категорию посредством образа круга. Квартет-реквием, -траур, -marcia funebre. И выбран, как мне кажется, этот квартет «Филармоникой» неспроста, здесь тоже угадывается некая символика: последний месяц зимы, названный в честь Фебрууса – бога подземного царства, где обитают души умерших, место подателя смерти и очищения. И в звукописи название этого обряда «februum» будто слышится «funebre». Нас действительно ожидало глубочайшее душевное потрясение, приведшее к катарсису. Душевный надлом и леденящее оцепенение, когда не остается слез, но есть боль, забирающая у тебя все. Представьте, что вы слышите смерть, и у нее есть глас прекрасной четырехголосой сирены, завлекающей в мир мертвых. Какое количество нечеловеческой энергии и сил необходимо артистам, чтобы донести эти чувства и эмоции до слушателя – остается только гадать. Из всех ранее мною прослушанных исполнений пятнадцатого квартета Шостаковича, нынешнее стало самым сильным и, вероятно, наиболее аутентичным. 


        В этот вечер мы убедились, что выразительные возможности камерной музыки, тембровые качества струнного ансамбля и талант его участников способны воздействовать с огромной силой. Такие эмоции и краски музыки не поддаются бледному повествованию слова. И немного грустно от того, что филармония не уделяет должного внимания на столь знаменательные концерты для привлечения новых слушателей, но радует и тот факт, что у квартета есть истинные ценители и поклонники жанра, воспитанные на лучших традициях камерного исполнения нашего города. 


        Горький финал последнего квартета Шостаковича подарил множество мыслей, над которыми хочется задуматься. Уверена, каждый пришедший на это концерт сумел найти и извлечь из глубины души то, что так долго искал. 


        Музыка все же сильнее смерти. Браво, «Filarmonica»-квартет!



Маргарита Мендель 

частный журналистский проект notes Musica opus 


Фото Галины Бардунаевой




Комментариев нет:

Отправить комментарий