ИЗ ВЕНСКИХ КЛАССИКОВ
— Я не слышу в своем воображении части музыки последовательно, я слышу ее всю сразу. И это наслаждение!
Вольфганг Амадей Моцарт
Наслаждение, открывающее новые измерения иллюзорной надстройки реальности, где можно сказать, что именно музыка Моцарта и есть сакраментальный ключ к блаженству. И пока теоретики науки и искусств развивают теорию «эффекта Моцарта», изучая магнитные резонансы и мобилизующую энергию музыки, практики в лице исполнителей и слушателей в традициях вечеров венского бюргерства и российских усадеб собираются в музыкальных гостиных, аристократических салонах и камерных залах. Ибо всякий гурман знает, что настоящие жемчужины и сокровища мирового наследия таятся в литературе камерного жанра. В нашем случае — в жанре струнного квинтета.
Струнные квинтеты в творчестве Вольфганга Амадея Моцарта, безусловно, уступают струнным квартетам по количеству, но по глубине содержания, новизне музыкального стиля и зрелости формы сопоставимы с квартетами и уникальны как жанровое полифоническое полотно. И можно было бы предположить, забегая далеко вперед, что безусловным гарантом успеха концерта «Filarmonica-квартета» (в составе народный артист России Валерий Карчагин, первая скрипка; заслуженная артистка России Оксана Анисимова, вторая скрипка; Илья Тарасенко, альт; Станислав Овчинников, виолончель) 22 января 2020 года была магия чисел, заключенная в масонский шифр билетов (доказанный факт, что Моцарт интересовался эзотерическими учениями древности и слыл масоном), но мы, люди XXI века, все же склоняемся к очевидным фактам: мастерство и слаженность ансамбля, талант именитого гостя и неоспоримое очарование музыки Моцарта — то, что определило интерес публики и всегда будет оставаться константой афиш, даже если событие не попадет в фокус внимания СМИ.
Удачным решением для исполнения альтового квинтета стало приглашение к совместному музицированию Андрея Усова (Москва) —лауреата престижных международных конкурсов — имени Ю. Башмета (1997, 2006), имени Лайонела Тертиса в Великобритании (2000), имени Д. Д. Шостаковича в составе квартета (2004), обладающего большим концертно-исполнительским опытом. Кроме того, Андрей Усов хорошо известен в творческих кругах не только как солист, но и как исполнитель камерной музыки, успешно выступающий на сцене Московской филармонии в составе «Романтик-квартета» и камерного ансамбля «Солисты Москвы». Участие Андрея Усова в абонементном концерте квартета «Филармоника» гарантировало слушателям не только необходимый баланс цельности звучания квинтета, но и наполнило ансамбль новой энергией, входящей в резонанс с залом.
Соль-минорный квинтет Моцарта, прозвучавший в первом отделении вечера, представил собой изумительно красивый и изысканный мелодический оплот, теплота звучания которого обволакивала и погружала слушателей в мир моцартовских образов и откровений. Это было сотканное из чувственного эфира и классической содержательной сосредоточенности, волнующее Allegro с немного ностальгическим оттенком. Menuet, преисполненный изящества и поэтического настроения, проскользнувший на одном дыхании. Тонкие звуковые градации Adagio третьей части, его филигранно выверенные переклички по-реквиемски скорбного и романтически-просветленного возвышенного начала материализовали самое сокровенное в звуке, после чего четвертая часть явила собой образ отречения и одиночества, посвященного поиску ответов в подспудной глубине мыслей. Подхватывающее Allegro, развеяв ореол тайны, сменило Adagio живительной духоподъемностью, выстроив тем самым моцартовскую концепцию «от мрака к свету», что не могло не растрогать зал, щедро отблагодаривший музыкантов аплодисментами за ценное ощущение благоговейного экстаза.
Для второго отделения вечера квартет Filarmonica и Андрей Усов приберегли приношение к 250-летию венского классика, одного из главных героев европейской культуры Нового времени, продолжив концертный цикл, именуемый в Новосибирской филармонии Годом Бетховена.
Насыщенная музыкальная эссенция до-мажорного квинтета Бетховена, раскрывающаяся в рафинированном и невероятно роскошном звучании, оттеняющая классицисткую уравновешенность романтической пылкостью, воссоздала и озвучила пленительные женские образы. Чистое искусство без примеси сентиментальности, гимн любви и жизни. Кто, если не венская классическая школа, лучшая снасть для познания рационального и эмоционального одновременно? Пожалуй, правда заключается и в том, что ни один ансамбль инструментов не смог бы передать лучше мысли и посылы Бетховена, чем его квартеты и квинтеты. В последних — предельная стройность и ясность фактуры, совершенство формы и высокий штиль* гармонического языка, объемное и богатое звучание струнных, многослойность пятиголосной нюансировки, а также выразительность создаваемых образов (в авантюрном Presto у меня даже возникла стойкая ассоциация первой скрипки с Никколо Паганини). Потому неудивительно, что интерпретация талантливых исполнителей в финале концерта вызвала у публики неподдельный восторг и шквал оваций.
Впереди у «Filarmonica-квартета» еще одно немаловажное событие — новосибирская премьера «Лирической сюиты для струнного квартета» Альбана Берга и исполнение секстета «Просветленная ночь» Арнольда Шенберга в февральской программе «Открывшие XX век». Музыке еще не раз будет представлено слово, и она, конечно же, скажет за себя все, что нельзя выразить речью. Спасибо квартету Filarmonica и Андрею Усову за безупречный вкус и свежесть исполнения, за смелость и вдохновение, источником которого по-прежнему остается музыка.
Маргарита Мендель
частный журналистский проект notes Musica opus
Фото Михаила Афанасьева с официального сайта филармонии
Комментариев нет:
Отправить комментарий