26 июн. 2020 г.

МУЗЫКА, ИЗМЕНИВШАЯ МИР: СТРУННЫЕ КВАРТЕТЫ

Две скрипки, альт, виолончель. Один из самых сложных видов искусства инструментального исполнительства, наиболее гармоничный и совершенный камерный состав, центральный жанр академической музыки. Его величество квартет. Струнный квартет.


Форма, кристаллизовавшаяся в творчестве Йозефа Гайдна, который кодифицировал его четырехчастность и установил композиционную модель под стать структуре симфонии, обогащалась и развивалась вместе со сменой эпох, художественных стилей и направлений. Благодаря Гайдну квартет вышел за рамки домашнего музицирования и перерос в жанр профессионального искусства. У Моцарта он обрел рельефный психологический драматизм и поэтическую образность, присущую его стилю легкость и дивную красоту звучания. Бетховен наделил квартет почти симфонической мощью, новизной и сложностью письма, аффективностью внутренних коллизий, сила которых неподвластна слову. Эпоха романтизма претворила в жизнь взаимодействие струнного квартета с другими жанрами, а в XX веке квартет сыграл ключевую роль в композиторском искусстве, став экспериментальной квинтэссенцией новых музыкальных решений. Самое время, чтобы познакомиться с этим жанром, вспомнить прекрасные образцы камерной музыки и насладиться прекрасным звучанием произведений пера гениев разных лет. В подборке — 18 струнных квартетов, достойных слушательского внимания — от Йозефа Гайдна до Филипа Гласса. И конечно, это лишь малая часть золотого наследия «чистой музыки». За последние годы мне удалось услышать практически все (за исключением нескольких сочинений в концертной записи) рассмотренные ниже опусы в живом исполнении новосибирским квартетом Filarmonica (художественный руководитель и основатель — народный артист РФ Валерий Карчагин).


1. Йозеф Гайдн, «Семь слов Спасителя нашего Иисуса Христа, сказанных Им на кресте», op.51 / Hob.III:50-56, 1787 год 


        Лучше всего историю создания описывает сам Гайдн в предисловии к вышедшему в 1801 году изданию ораториальной версии произведения: «Прошло примерно пятнадцать лет с тех пор, как один каноник из Кадиса обратился ко мне с просьбой сочинить инструментальную музыку на семь слов Иисуса на кресте. В те времена в главном соборе Кадиса каждый год в Великий пост исполняли ораторию... В полдень все двери запирали, и тогда звучала музыка. Поднявшись на кафедру, епископ, после подходящего к случаю вступления, читал из Евангелия от Луки (23:34–46), Евангелия от Матфея (27:46) и Евангелия от Иоанна (19:26–30) последние слова Иисуса Христа в его земной жизни, произнесенные с креста. Он произносил одно из семи слов и принимался толковать его. Закончив, спускался с кафедры... Паузу заполняла музыка. Затем епископ вновь поднимался на кафедру и снова покидал ее — и всякий раз по окончании его речи звучал оркестр. Этому действу и должна была соответствовать моя композиция…» Безусловно, «Семь слов Спасителя…» — шедевр западноевропейского искусства. Разворачивающийся в семи струнных сонатах с интродукцией, он поражает экспрессией и одухотворенностью, заложенной в его форму при помощи теологической программности. 


2. Вольфганг Амадей Моцарт, Дивертисмент фа мажор, KV138, 1772 год


        Произведение из трех частей, полное изысканного очарования и безукоризненной лаконичности музыкального высказывания. За счет своего светлого настроения и прозрачной фактурности дивертисмент отвечает стилистике придворных празднеств, для которых подобные произведения и предназначались. В нем чувствуется влияние итальянских традиций, как и в двух предыдущих дивертисментах — KV136 и KV137, которые шестнадцатилетний Моцарт написал, находясь в Италии. К слову, когда Вольфгангу Амадею минуло семнадцать лет, среди его произведений насчитывались уже четыре оперы, несколько духовных сочинений, 13 симфоний, 24 сонаты и масса других композиций.


3. Людвиг ван Бетховен, Струнный квартет №15, ля минор, ор.132, 1824-1825 года 


        Пятичастный квартет, начатый еще в 1824 году, из-за серьезной болезни был закончен Бетховеном только в самом конце августа 1825 года. Изданный уже после смерти композитора под номером 15, он, как и квартеты ор.127 и ор.130, посвящен князю Голицыну. Принято думать, что последние квартеты не были поняты современниками, и в наше время их едва начинают понимать. Однако это не соответствует действительности. Квартет №15 произвел глубокое впечатление как на друзей Бетховена, так и на слушателей в день премьеры. Его музыка полна пламенного выражения чувств, вызволения человеческого духа из оков судьбы, движения от мрака к свету. Стоический центр квартета — его третья часть — сакральное откровение автора. На оригинальном манускрипте именно этой части рукой Бетховена была сделана надпись: «Heiliger Dankgesang j eines Genesenen an die Gottheit, in der lydischer Tonart» («Благодарственная песнь божеству от выздоровевшего; в лидийском ладе»). 


4. Франц Шуберт, Струнный квартет №14 «Смерть и девушка», ре минор, D 810, 1824 год 


        Сочинение времен острого душевного кризиса композитора, когда в одном из писем к другу он называет себя «несчастным, ничтожнейшим человеком на свете», а в дневниковых записях говорит о «печали минувшего дня», которую каждый раз приносит утро, о надежде «никогда не проснуться». Неофициальное наименование квартет получил благодаря использованной в одной из частей песни, написанной Шубертом еще в 1816 году под названием «Смерть и девушка» на стихи немецкого поэта Маттиаса Клаудиуса. Но некоторые музыковеды интерпретируют это сочинение как завещание Шуберта до кончины и считают, что тема смерти проходит и через все части квартета. 


5. Феликс Мендельсон, Струнный квартет №2, ля минор, ор.13, 1827 год 


        Ля-минорный квартет — первый из шести «взрослых» квартетов Мендельсона, который он сочинил, когда ему было 18 лет. В этом произведении проявилось влияние Бетховена, а точнее — его Шестнадцатого квартета, в котором под нотным текстом подписан эпиграф: «Необходимо ли это?» У Мендельсона подобным эпиграфом становится цитата из песни «Вопрос» («Правда ли?», №1, ор.9). Квартет поражает ювелирностью отделки наряду с запечатленным в нем романтическим и взволнованным чувством и требует от исполнителей немалого мастерства и виртуозности.


6. Петр Ильич Чайковский, Струнный квартет №1, ре мажор, ор.11, 1871 год 


        Квартет — одно из лучших достижений раннего творчества великого русского композитора. Произведя фурор на премьерных исполнениях, он сразу же стал широко известен и был одним из первых сочинений композитора, зазвучавших в Западной Европе. В частности, квартет произвел очень сильное впечатление на Л. Н. Толстого. Композитор вспоминал: «Может быть, ни разу в жизни <…> я не был так польщен и тронут в своем авторском самолюбии, как когда Л. Н. Толстой, слушая andante моего первого квартета и сидя рядом со мной, — залился слезами». И по-прежнему наибольшей любовью исполнителей и публики пользуется тонко гармонизированная, красивейшая медленная часть квартета — andante cantabile. 


7. Александр Порфирьевич Бородин, Струнный квартет №2, ре мажор, 1881 год 


        Струнный квартет №2 Бородин посвятил своей супруге. Произведение было написано после поездки композитора в Гейдельберг в 1877 году. В этом городе он был уже не впервой: в 1861 году молодой, подающий большие надежды ученый-химик Бородин, приехавший за границу «для усовершенствования в науках» и не думающий еще о серьезных занятиях музыкой, встретился там со своей будущей женой, пианисткой Е. С. Протопоповой, находившейся в Германии на лечении. Именно их взаимное чувство во многом определило дальнейший музыкальный путь Бородина. И когда спустя много лет он вновь оказался в Гейдельберге, воспоминания о прошлом нахлынули на него с новой силой. Квартет ре мажор был закончен к 10 августа 1881 года — 20-летию объяснения в любви Екатерине Сергеевне. Квартет — жемчужина русской камерной музыки, развоплощающий нежные чувства и воспоминания в музыке, которая несет в себе неподвластное времени единство любви, красоты и цветения жизни. 


8. Антонин Дворжак, Струнный квартет №12 «Американский», фа мажор, ор.96, 1893 год 


        Двенадцатый квартет Антонина Дворжака известен как «Американский» не только потому, что был написан на американской земле, подобно симфонии «Из Нового Света», но в нем отразились и музыкальные впечатления, полученные в Америке: «Новую симфонию, а также струнный квартет F-dur и квинтет я никогда бы так и не написал, если бы не увидел Америку», — утверждал композитор. Он признавал, что при создании Двенадцатого квартета опирался на музыкальный фольклор индейцев и американских негров, и попытки выделить в музыке квартета конкретные фольклорные цитаты предпринимались неоднократно, но все они оказались обречены на провал. Единственная американская цитата в квартете — пение пиранги: голос этой птички воспроизводится в третьей части, в репликах скрипки. Дворжак мастерски вплетает в музыкальную ткань произведения попевки, характерные для спиричуэлс, использует блюзовый звукоряд и другие лады, присущие негритянской, а также индейской музыке, при этом фактура произведения носит классицистские черты.


9. Клод Дебюсси, Струнный квартет соль минор, ор.10, 1893 год 


        Единственное сочинение Дебюсси в жанре струнного квартета. На его создание Дебюсси вдохновило знакомство с бельгийским скрипачом, композитором и дирижером Эженом Изаи, которому впоследствии и был посвящен квартет. Вместе с Эженом Изаи в премьерном исполнении участвовали Матье Крикбом, Леон ван Хаут и Жозеф Жакоб. Парижская премьера не вызвала воодушевления публики, зато второе исполнение квартета два месяца спустя в Брюсселе, в концертной программе, составленной Изаи полностью из произведений Дебюсси, стало триумфальным. Квартет Дебюсси скорее можно отнести к романтической традиции, нежели к импрессионистической. Характерные для романтизма драматическая насыщенность, обозначения «с воодушевлением» и «со страстью» находят место в квартете Дебюсси, но в целом встречаются в его творчестве довольно редко. 


10. Александр Васильевич Мосолов, Струнный квартет №1, ля минор, ор.24, 1926 год 


        В творчестве Мосолова нашла яркое выражение урбанистически-конструктивистская образность. В композиции он использовал серийную технику, полиритмию и ритмические остинато, в инструментовке — звуки и шумы, предвосхищавшие опыты конкретной музыки и совмещающие невероятные стилистические модуляции и экспериментальные метаморфозы. Подвергавшийся жесткой критике и травле, Мосолов был обвинен в антисоветской пропаганде, а значительное количество его сочинений авангардного периода было безвозвратно утрачено. Струнный квартет №1 — единственное сочинение советского автора, исполненное на фестивале Международного общества современной музыки во Франкфурте-на-Майне в 1927 году. 


11. Леош Яначек, Струнный квартет №2 «Интимные письма», 1928 год 


        Последнее законченное сочинение Яначека. Название квартета «Личные или Интимные письма» было дано композитором как дань духовной дружбы с Камилой Штессловой, замужней женщиной, которая была моложе Яначека на 38 лет. Сочинение должно было отразить характер их отношений, запечатленных более чем в 700 письмах, которыми они обменялись друг с другом: «Вы в каждой моей ноте, вы — жизнь и любовь. Аромат вашего тела, жар ваших поцелуев... Мои ноты целуют Вас всю. Они зовут Вас неистово...». Альт играет ведущую роль в квартете, поскольку этот инструмент предназначался для персонификации Камилы. Яначек — личность нового типа в истории чешской музыки. Его биографы, наиболее глубокие знатоки творчества композитора, работавшего во всех областях музыки, в один голос утверждают, что его творчество совершенно уникально. 


12. Сэмюэл Барбер, Струнный квартет №1, ор 11, 1936 год 


        Вторая часть этого квартета воспринимается как самостоятельное, претерпевшее множество переложений для разных составов, самое известное произведение Барбера — «Адажио для струнных», впервые исполненное 5 ноября 1938 года в Нью-Йорке Симфоническим оркестром NBC под управлением Артуро Тосканини. Существует мнение, что на сочинение квартета композитора вдохновила дидактическая поэма Вергилия «Георгики». Мелодизм и глубина чувства этого квартета, его предвестнические настроения трагедии — икона всеобъемлющей скорби. Но обратной стороной медали славы, к сожалению, стал факт того, что пик композиторской карьеры Барбера случился слишком рано, и последующие его произведения так и остались в тени известного Адажио.




13. Сергей Сергеевич Прокофьев, Струнный квартет №2 «Кабардинский», фа мажор, ор.92, 1941 год



        Вскоре после начала Великой Отечественной войны Прокофьев вместе с коллегами был отправлен в эвакуацию на Кавказ, в город Нальчик, где получил от председателя Управления по делам искусства заказ «положить начало кабардинской музыке». Композитору было предоставлено множество образцов кабардинского музыкального фольклора — так результатом работы Прокофьева стал Второй струнный квартет. Композитор заключил «нетронутые и новые» интонации в классическую музыкальную форму, используя при этом не только имитацию звучания кеманчи и других народных инструментов Кавказа, но и применяя разные методы игры и тембровые эффекты: пиццикато, бросок смычка, игра тростью (деревянной частью смычка), тремоло у подставки, сочетание инструментов, играющих с сурдиной и без нее. Экзотическая красочность звучания приближена к оркестровой, а витиеватый ритмический рисунок становится средоточием конфликта начала лирического и бравурно-мужественного. 


14. Дмитрий Дмитриевич Шостакович, Струнный квартет №2, ля мажор, ор.68, 1944 год 


        Второй квартет вышел из-под пера Шостаковича в военные годы и был посвящен композитору и педагогу Виссариону Яковлевичу Шебалину «в ознаменование юбилея» — 20-летия со дня знакомства. Завершив партитуру, Шостакович придал всем частям квартета жанровые наименования: «Увертюра», «Речитатив и романс», «Вальс», «Тема с вариациями». Премьера состоялась 14 ноября 1944 года в освобожденном Ленинграде, первыми его исполнителями стали музыканты Квартета имени Бетховена. 


15. Дмитрий Дмитриевич Шостакович, Струнный квартет №8, до минор, ор.110, 1960 год 


        Квартет был написан композитором во время его пребывания в Дрездене всего за три дня — с 12 по 14 июля 1960 года. Это единственное произведение композитора, написанное за рубежом. Основная работа Шостаковича в Дрездене шла над партитурой к фильму «Пять дней, пять ночей». Формально квартет посвящен «памяти жертв фашизма и войны», но на самом же деле причину написания Шостакович исчерпывающе разъяснил в письме Исааку Гликману: «Как я ни пытался выполнить вчерне задания по кинофильму, пока не смог. А вместо этого написал никому не нужный и идейно порочный квартет. Я размышлял о том, что если когда-нибудь помру, то вряд ли кто напишет произведение, посвященное моей памяти. Поэтому я сам решил написать таковое». В квартете Шостакович цитирует в средних частях более двадцати собственных тем из сочинений разных лет, а мотив-монограмма DSCH пронизывает насквозь все сочинение. 


16. Дмитрий Дмитриевич Шостакович, Струнный квартет №11, фа минор, ор.122, 1966 год 


        Шостакович создает новый жанр квартета — квартет-монолог с единым тематическим развитием, слитностью многочастного или многоэпизодного цикла. Семичастный квартет посвящен памяти Василия Ширинского, второй скрипки Квартета имени Бетховена. Этот квартет по праву называют одним из самых камерных произведений Шостаковича. Основная его тема — тема смерти, которую композитор трактует в лирико-философском ключе. Семь коротких частей следуют друг за другом без перерыва, композиция квартета замкнута и кругообразна — музыка первых двух частей повторяется в финале. Основную идею квартета можно определить как движение от задумчивой скорби к печальному просветлению и бессмертия добра и красоты.



17. Джордж Крам, «Черные Ангелы: тринадцать образов темного царства» для электрического струнного квартета, 1970 год


        Приверженец «технического расширения» возможностей музыки, графического оформления партитур и инструментального театра, Джордж Крам в начале своего творческого пути находился под влиянием Веберна, а позднее — Бартока и Дебюсси. Крам — создатель собственной оригинальной нотации. Квартет «Черные Ангелы» написан им под впечатлением событий войны во Вьетнаме и относится к тем произведениям ХХ века, концепция которых связана с глубинными философскими проблемами бытия и прежде всего с проблемой жизни и смерти. Тринадцать частей объединены композитором в три цикла: 

I. Отправление: 1. Ночь электрических насекомых. 2. Звуки костей и флейт. 3. Забытые колокола. 4. Музыка дьявола. 5. Танец мертвых. 

II. Отсутствие: 6. Павана. 7. Черный ангел. 8. Сарабанда. 9. Забытые колокола (эхо). 

III. Возвращение: 10. Бог музыки. 11. Древние голоса. 12. Древние голоса (эхо). 13. Ночь электрических насекомых. 

Душа в этом «путешествии» проходит через ряд потусторонних «инстанций», соприкасаясь как с божественными, так и с дьявольскими силами, отраженными в музыке Крама.



18. Филип Гласс, Струнный квартет №3 «Мисима», 1985 год


        Гласса порой называют голосом Планеты Земля, он внес огромный вклад в развитие минимализма, овладев контрапунктом, проявил себя в максимально коротких и в поражающе монументальностью формах. На сегодняшний день в списке его сочинений семь струнных квартетов, большая часть которых связана с кино или театральной музыкой. Третий квартет написан Глассом как саундтрек к фильму режиссера и теоретика кино Пола Шредера «Мисима. Жизнь в четырех главах». Это фильм-портрет о выдающемся японском писателе и драматурге Юкио Мисиме, в 1970 году вместе с соратниками попытавшемся осуществить государственный переворот и после неудачи совершившего традиционный обряд самураев — харакири. Музыка Гласса репетитивна, ее основным формообразующим принципом служит многократный повтор одного-двух мотивов — мелодической фигуры на фоне регулярной ритмической пульсации, откуда и возникают ее притягательность и гипнотизм. 


Маргарита Мендель 

частный журналистский проект notes Musica opus 


Иллюстрации: Max Oppenheimer

Комментариев нет:

Отправить комментарий