ПАМЯТИ АРНОЛЬДА КАЦА
25 марта на сцене филармонии Новосибирский академический симфонический оркестр (художественный руководитель и главный дирижер Томас Зандерлинг) под управлением народного артиста республики Северная Осетия-Алания Тугана Сохиева представил мировую премьеру — симфоническую фантазию «Музыка моря» Бориса Лисицына, а также произведения Прокофьева и Шостаковича. Концерт прошел в рамках VI Транссибирского Арт-Фестиваля и был посвящен памяти Арнольда Михайловича Каца.
Транссибирский Арт-Фестиваль славен как минимум двумя традициями — мировыми премьерами и именами приглашенных солистов, которые не нуждаются в подробном представлении, так как они и есть звездный состав музыкального Олимпа. Публика помнит фестивальные премьеры прошлых лет: «Диалог: Я и Ты» Софии Губайдулиной, De Profundis Леры Ауэрбах, Концерт для скрипки с оркестром Андрея Молчанова, а также произведения М. Крутика, А. Райкопулу, Б. Юсупова и Э. Шнайдера. И присутствие авторов в зале придает исполнению особую значимость.
Продолжая линию проекта «Сделано в Сибири», организаторы фестиваля вынесли на суд слушателей новое сочинение, посвященное памяти Арнольда Каца. Борис Лисицын — новосибирский композитор, окончивший консерваторию им. М. И. Глинки (класс профессора А. Ф. Мурова), лауреат и дипломант многих конкурсов. Последние 20 лет Лисицын проживает в Сан-Франциско, продолжая активно работать в различных жанрах. По словам самого композитора, «…сочетание красоты и драмы жизни Арнольда Михайловича послужило вдохновением для работы над этим произведением, а встреча с океаном стала импульсом к его созданию». Симфоническая фантазия «Музыка моря» представляет собой одночастное нетональное произведение в технике минимализма. Богатое на образы и насыщенное эмоциональным подтекстом, сочинение словно транслирует через оркестр «энергию моря в воздухе» — от штиля и редких волн до импульсивных всплесков шторма. Здесь отчетливо видится и философская проблематика: это и ощущение себя один на один с морем, где вода подобно течению жизни резко меняет свое русло, и обостренное чувство неизвестности: впереди — галерея рифов мелководья, флотилия военных кораблей, шельфовые ледники или же миражи фата-морганы? Если условно разделить произведение на части, то вторая напоминала, скорее, секвенцию Dies irae, порожденную от встречи с владычицей моря. Дух индивидуализма и талант воздействия на публику, умение донести сверхзадачу до слушателя важны в этом случае не только для исполнителя, но и для самого создателя оркестрового полотна. Этим вечером все звезды сошлись, и появившегося на сцене Бориса Лисицына публика благодарила бурными аплодисментами. Остается порадоваться за автора и поздравить его с замечательной премьерой, поблагодарив за это Новосибирский академический симфонический оркестр и маэстро Сохиева. Наши современники, ныне живущие сибирские композиторы, пусть и редко, но все же исполняемы.
В продолжение концертного вечера звучали сочинения композиторов XX века — Сергея Прокофьева и Дмитрия Шостаковича. Первое отделение завершал Второй концерт для скрипки с оркестром, где солирующую партию исполнил Вадим Репин, во втором отделении нас ждала Пятая симфония Дмитрия Дмитриевича.
Исполнение концерта Прокофьева соединило в себе и лирическую одухотворенность, и доверительную гармонию оркестра и солиста, и значимость каждой ноты в решении исполнительских задач. Богатый художественный мир с красочной палитрой и множеством оттенков в логике целого — впечатляющий образец исполнения. И оттого — ошеломительный успех и аплодисменты, адресованные не только удивительному дарованию солиста, но и оркестру под чутким управлением Тугана Сохиева.
Притягательность музыки Шостаковича — в ее масштабности, историческом опыте, философской глубине и преданности высокому искусству. И выходить с его Пятой симфонией — сложная творческая задача, решение которой требует и стопроцентной отдачи, и грамотного подхода к партитуре. От сокровенных размышлений лирического монолога до фанфарной патетики и трагизма, в которых считывался и исполнительский почерк Новосибирского симфонического оркестра, и интерпретаторское мышление дирижера. Спасибо маэстро Сохиеву — артисту яркого таланта и мастерства — за полноценное художественное впечатление, за то прочтение гениальной музыки Шостаковича, которого все ждали.
Ансамблевая культура, уверенная слаженность оркестра и штриховое единство — звучание, которым наверняка был бы доволен Арнольд Михайлович Кац. И наблюдая за тем, как его детище живет и развивается, он испытал бы чувство гордости и сейчас. Конечно, хочется, чтобы Новосибирский академический симфонический оркестр чаще гастролировал, и не только постоянные держатели абонементов имели возможность наслаждаться его искусством, но и зарубежная публика тоже.
В завершение хочется еще сказать и о том, как велика роль учителя для ученика: и в композиторских, и в дирижерских школах, и в передаче исполнительских традиций.
Маргарита Мендель
частный журналистский проект notes Musica opus
Фото Александра Иванова
Комментариев нет:
Отправить комментарий