25 июн. 2020 г.

ВЛЮБЛЕННЫЕ В КЛАРНЕТ

        Джаз, клезмер, академическая музыка, блистательные солисты, идеальная форма необычных ансамблей и мировая премьера одним вечером — подобное фантастическое сочетание возможно только на концертах Filarmonica-квартета. 24 и 25 апреля в Доме Ученых СО РАН и Камерном зале филармонии на закрытии абонементов 12 и 12а слушателей ждал насыщенный впечатлениями и эмоциями репертуар. 


Что может быть лучше одного кларнета? 

Только два кларнета.





        «Как много прелести утратило бы наше счастье, если бы никто не радовался вместе с нами!» — меткое выражение Цицерона приобретает особый смысл, когда речь заходит о творческом союзе: радость от одного факта такой дружбы увеличивается в разы — как для самих исполнителей, так и для слушателей. Многие новосибирские меломаны помнят братьев Гурфинкелей по программам III Транссибирского арт-фестиваля. Ансамбль «Дуо Гурфинкель» — единственный в мире дуэт близнецов-кларнетистов Александра и Даниэля, хранителей богатой семейной традиции и наследников целой династии, основоположником которой является Аркадий Гурфинкель — кларнетист, аранжировщик и педагог. Дуэт выступал с филармоническими оркестрами Загреба и Белграда, Венским Тонкюнстлероркестром, камерными коллективами «Виртуозы Москвы» и «Солисты Москвы», Израильским симфоническим оркестром и многими другими. 


        С блеском и азартом, подхватывая пассажи друг друга, Алекс и Даниэль открыли вечер сюрпризом — 24-м Каприсом Паганини на два кларнета. Столь необычное и редкое для сибирских сцен исполнение классического хита сразу же покорило публику и показало слушателям грани возможностей и потенциала кларнетного искусства. Эффектные вариации совершенно по-новому заиграли блеском многогранного кристалла — от каскадов кружевных арпеджио и острых стаккато до пасторальной лирики, характеризующейся необычным созвучием духовых. Вариационные анфилады вступали в резонанс с залом и являли собой некую магию, своеобразный фокус заклинателей художественных фантазий, купающихся в переливах кларнетного эфира.



        На волне духовой прелюдии к братьям присоединились участники квартета Filarmonica (в составе: народный артист России Валерий Карчагин, скрипка; заслуженная артистка России Оксана Анисимова, скрипка; Илья Тарасенко, альт; Станислав Овчинников, виолончель) и артистка Новосибирской филармонии Елена Пильгуева, контрабас, чтобы представить публике двухчастный концертштюк Феликса Мендельсона. Такое органичное сочетание инструментов явило собой очень красивое звучание и прекрасно передало удивительный настрой артистов, подаривших аудитории чувство сопричастности к возвышенному и прекрасному. 


        Присутствующих в зале не могла не поразить почти беспрецедентная виртуозность ансамбля «Дуо Гурфинкель» и чистота их звукоизвлечения. Контрасты тембров и регистров, эмоциональная экспрессия и мастерство артистов в очередной раз подарили слуху подлинное торжество камерной струнно-духовой палитры. 


        Завершением первого отделения стал унисон двух музыкальных стихий — венецианского барокко и джаза в стилизации композитора Александра Резника. В основу его «Джазовых кларнетовых сезонов» легли «Времена года» Антонио Вивальди, и для успешности полной трансформации из академического ансамбля в джаз-комбо музыкантам помогли новосибирские джазмены — Евгений Серебренников (рояль) и Михаил Беляев (ударные). Невольно возникает метафора зала с искушенным сомелье, которому после генуйского терпкого вина и немецкого ароматного ликера предложили попробовать коктейль из венецианского вермута и джем-сейшена в одном джазовом бокале. Всегда приятно провести вечер под свингующие ритмы звуков. «Кларнетовые сезоны» подарили немало минут чистого музыкального наслаждения слушателям (и даже темы из музыки Гершвина Резник мастерски сумел вписать в стилистику своего произведения под видом эвергрина), и грех не сказать, что хотелось бы пребывать в этой экстатике еще и еще. В прекрасные мгновения этой части вечера еще никто и представить не мог, каким будет второе отделение после такого зажигательного и феерического первого.


        По окончании антракта слушатели стали свидетелями двух ярких событий: новой трансформации уже известных героев вечера — струнного квинтета в уникальный клезмер-бэнд, а также мировой премьеры сочинения Юрия Поволоцкого The Best of Album Travelling to Klezmer, представляющего собой 12 пьес для двух кларнетов с сопровождением. Юрий Поволоцкий — известный израильский композитор и культуролог, который ведет активную концертную и преподавательскую деятельность в качестве пианиста, концертмейстера, аранжировщика и музыкального руководителя различных проектов. Композитор работает в самых разнообразных жанрах: симфоническом, камерном и хоровом, пишет песни и романсы, создает альбомы для детей и юношества, мюзиклы и музыку для театра, кино, радио и телевидения. Благодаря большой изобретательности и композиторскому таланту мы услышали (и увидели!) не просто камерный дивертисмент или же череду пьес одного программного произведения. Travelling to Klezmer, пожалуй, невозможно отнести к какому-либо одному жанру, ибо в этом хитросплетении соединяются два художественных начала — музыки и слова, представляя собой зримый колоритный театр, музыки из жизни забытого городка. И есть в этих «клезмеровских фантазиях» что-то от бродячих клириков и площадных представлений. Каждую пьесу сопровождает литературный эпиграф бытового жанра (текст читала лектор-музыковед Марина Якушевич) — здесь и юмор, и портретные зарисовки, и житейские шаржи. Множество фактурных пластов — в клезмерской самобытности с плясками и калейдоскопом быстро сменяющихся картинок угадываются отголоски и лирико-драматических песен на идише, и даже мотивы шабатних молитв. Завораживающее, эффектное действие. Мастерски соединились здесь и техническое совершенство, и исполнительский драйв. И если бы то было не закрытие абонементного сезона, можно было бы подумать, что в Новосибирске открывают настоящий Идишфест, столь грандиозно и несопоставимо по жанру с чем-либо ранее звучавшим в программах квартета был исполнен клезмеровский опус.





        Мировая премьера достойно увенчала сезон 2018–2019 квартета «Филармоника» — благодарная и воодушевленная публика аплодировала стоя, не отпуская музыкантов со сцены. Для грусти поводов нет, ведь уже в следующем сезоне слушателей квартета ждут встречи с пианисткой Екатериной Мечетиной, альтистом Андреем Усовым и кларнетистом Валентином Урюпиным, а также премьерное исполнение произведений Альбана Берга.

Маргарита Мендель 

частный журналистский проект notes Musica opus 


Фото Галины Бардунаевой с официального сайта Новосибирской филармонии

Комментариев нет:

Отправить комментарий