25 июн. 2020 г.

НАСМЕШЛИВОЕ ВДОХНОВЕНИЕ

        Художник — дитя, о котором народная сказка повествует, будто слезы его — чистый жемчуг. Ах! Злая мачеха вселенная затем и бьет так беспощадно бедное дитя, чтобы оно роняло побольше слез-жемчужин.

Генрих Гейне




        27 ноября на Круглой сцене ГКЗ им А. М. Каца состоялся концерт в рамках цикла «Камерные вечера: поэзия струнных», в котором слово и классическая музыка сливаются в единое целое, дополняя и усиливая выразительность друг друга. «Насмешливое вдохновение» — такое название подарили авторы литературно-музыкальной композиции, ровно пять лет назад открывшей вышеописанный цикл. Программа представляет собой синтез немецкой музыки XVIII—XIX веков и поэтики Генриха Гейне. 


        Участники — артисты новосибирского квартета Filarmonica (в составе: народный артист России Валерий Карчагин, скрипка; заслуженная артистка России Оксана Анисимова, скрипка; Илья Тарасенко, альт; Станислав Овчинников, виолончель) и лектор-музыковед, соавтор программы, ее составляющая литературного слова Марина Якушевич. Используя язык музыки и поэзии, не выходя за границы стилистической дозволенности жанра, этот тандем радует поклонников камерной музыки интересными сочетаниями и необыкновенным подбором составляющих для своих программ. Нынешний юбилейный концерт также можно было бы отнести и ко дню рождения немецкого лирика, родившегося 13 декабря 1797 года, к слову, в один год с Шубертом.


        Генрих Гейне — один из тех художников, кто способствовал развитию идей нового времени в сфере искусства, оставаясь верным романтическому принципу свободы творчества — значительного и глубоко самобытного для немецкой и европейской литературы первой половины XIX века. Голосом Марины Якушевич, через века, была озвучена поэтическая исповедь мятущейся и ранимой, светлой и возвышенной души поэта. Здесь и грустная ирония, свидетельствующая о том, что Гейне стремился освободиться от предмета своих страданий, ведь, по его мнению, любовь полна разочарований, она — первооснова бытия, роковая сила, которой подчинен каждый человек, и мягкий юмор, и обнаженные чувства мира грез. Поэтические образы в зеркальном проявлении внезапно проступающих и исчезающих образных фигур и контуров звучали в непрерывности времени, словно передавая эстафету эмоций струнному квартету. Музыканты необычайно бережно подошли к выбору и исполнению произведений, отражая личность поэта и его творчество палитрой звуков богатейшего спектра. Для музыкальных гурманов артисты «Филармоники» представили части опусов эпохи классицизма и романтизма: до-мажорного квартета Йозефа Гайдна (No 3) в конце закольцевавшего сюжетную композицию программы, ля-минорного квартета Феликса Мендельсона (No 2) и трагических квартетов Франца Шуберта, представленных в ярком финале программы («Розамунда», No 13 и «Смерть и девушка», No 14). Стоит отметить и вступительный комментарий Марины Якушевич, который обозначил границы жизни Гейне, этапы его творческого пути и перипетий сложной судьбы.


        Звучание струнного квартета явило собой мощную эмоциональную основу программы. Исполнительская энергетика и настроение — это всегда прерогатива живого в музыке перед каким-либо другим видом искусства, именно за этим и приходят сотни и тысячи слушателей на концерты. Академическая изысканность, рафинированность звука, интеллектуальная призма и собранное звукоизвлечение, не теряющее своей чувственной красочности, — то, чем славится Filarmonica-квартет, за что его любят и ценят как новосибирские меломаны, так и европейская аудитория.



        Отмечу потрясающую работоспособность музыкантов: отыграв 11 концертов в Кёльне, Дортмунде, Эрлангене, Висбадене и других городах Германии в составе Новосибирского академического симфонического оркестра, дав заключительный концерт тура в московском зале «Зарядье», а по возвращении в Новосибирск исполнив еще 12 концертов за один день, сопровождая участников третьего тура IХ Международного конкурса юных скрипачей, дорогого стоит. После исполнения невероятно трудных программ, продолжительных гастролей, смены часовых поясов, нынешний концерт — это еще один удивительный подарок для ценителей квартета. И было заметно, что программа «Насмешливое вдохновение» в очередной раз произвела на публику сильнейшее впечатление. Конечно, жаль, что техническое оснащение Круглой сцены не позволяет насладиться филигранностью музыкальных красок в полную силу, а недостаточная информация по анонсам и рекламе прискорбно оставляет многих (кто бы и хотел сходить на концерт, но просто о нем не знает) за бортом филармонических процессий, ныне больше направленных на проведение праздников для организаций, имеющих мало общего с искусством. Но и это не смогло помещать присутствующим погрузиться в доверительную атмосферу камерной музыки, прочувствовав необычайную цельность, многоплановость и волнующую воображение образность литературно-музыкальной программы от Filarmonica-квартета и Марины Якушевич.


Маргарита Мендель 

частный журналистский проект notes Musica opus


Фото Михаила Афанасьева с официального сайта филармонии

Комментариев нет:

Отправить комментарий