24 июн. 2020 г.

С ФАНТАСТИЧЕСКИМ ТРИУМФОМ


        Главное музыкальное событие года, неповторимое по своей уникальности и грандиозности, форум мирового уровня, который не перестает восхищать и удивлять тысячи слушателей — Транссибирский Арт-Фестиваль – словно экспресс-поезд, вновь набирает обороты и уже мчится по бархатному пути сибирской музыкальной магистрали, объединяя поколения, города и вехи разных искусств.



        По традиции, торжественное открытие состоялось 21 марта на главной филармонической площадке города — на сцене государственного концертного зала им. А.М. Каца, где героями вечера и самого форума стали художественный руководитель, основатель Транссибирского Арт-Фестиваля Вадим Репин и локомотив-хэдлайнер магистрали — Новосибирский академический симфонический оркестр под управлением маэстро Томаса Зандерлинга. В качестве почетного гостя в первом отделении выступил пианист Сергей Тарасов — участник престижных музыкальных фестивалей и крупнейших международных конкурсов. 

         Концерт-открытие всегда воспринимается как первая заданная траектория, изящный эскиз всего фестиваля, который на месяц станет центром притяжения меломанов. Монументальность предстоящего фестиваля предвосхищал уже и тот факт, что открывали его Вторым фортепианным концертом Сергея Васильевича Рахманинова. О красоте разветвленной рахманиновской полифонии можно говорить бесконечно, а уж если речь заходит о Новосибирском академическом симфоническом оркестре, то здесь не найдутся точные эпитеты и метафоры — такое исполнение нужно услышать и прочувствовать.



        Звучание фортепианной партии и оркестра под управлением маэстро Зандерлинга с первых минут захватило внимание слушателей и увлекло за собой в мелодические широты откровения, и под стать элегической красоте здесь пришелся и меланхолический аристократизм солирующего инструмента. Исполнение произведения, пользующегося невероятной популярностью и сыгранное на сцене ГКЗ не один десяток раз, для постоянных слушателей и почитателей оркестра стало темой обсуждения в антракте: некоторых интерпретация удивила, но никого не оставила равнодушным. По моему мнению, оркестру и пианисту Сергею Тарасову удалось достичь особого взаимопонимания, уловить рахманиновскую энергетику, заложенную в партитуру и преподнести публике исполнение в академических рамках, эмоционально резонируя с залом. Исполнение для эстетического и интеллектуального приятия. А в зале, к слову, был аншлаг, и даже подходя к ступеням филармонии ощущалась атмосфера всеобщего праздника и сопричастности. 


         Конечно, без исключения все ждали появления на сцене Вадима Репина, настолько теплым и радушным был прием зала, что кажется по звучанию одних аплодисментов уже можно было предугадать, что на сцену выйдет именно Вадим Викторович. Профессионал высочайшего уровня, скрипач, выступающий в лучших залах мира и в совершенстве владеющий инструментом — он остается родным для новосибирцев и не перестает вдохновлять талантом и неподдельной искренностью. Звучание его Rode (скрипка Антонио Страдивари 1733 года — Прим.) с симфоническим оркестром Новосибирска — это чистое искусство, которого не найдешь ни в каких других интерпретациях. А наблюдать за совместным музицированием новосибирских музыкантов — удовольствие не меньшее. 


         «Интродукция и Рондо каприччиозо» Камиля Сен-Санса – блестящая концертная пьеса, покоряющая своей самобытностью и красочностью живой испанской фрески, органично и естественно вписалась в сюжетную драматургию концерта-открытия. Сияющий звук оркестровой фактуры, высвечивающий во всем богатстве солирующий инструмент с его безукоризненной виртуозностью – подарок, которого публика так долго ждала со дня окончания Пятого Транссибирского Арт-Фестиваля. А слушателей ждала встреча с искусством главного дирижера Новосибирской филармонии Томаса Зандерлинга тет-а-тет с оркестром.





        Сочинение Жоржа Бизе – Вторая сюита из номеров к драме Доде «Арлезианка» представляет музыку, пронизанную оптимизмом и страстной жизнерадостностью, не лишенной тонкого психологизма. «Пастораль» восходящего солнца, «Интермеццо» темы любовного страдания Фредери (герой, влюбленный в арлезианку – Прим.), «Менуэт» с контрапунктирующим саксофоном и соло флейты, а также торжественное tutti в «Фарандоле». Сплетающаяся воедино из разнохарактерных частей оркестровая ткань дышала под отточенными и энергичными жестами маэстро. Выверенный баланс звучания каждой оркестровой группы, умно и точно расставленные акценты – то, без чего невозможно представить звучание симфонического оркестра филармонии – привели публику из сиюминутного бытия в состояние восторга. И подхваченное на этой ноте «Болеро» Мориса Равеля, гипнотически воздействующего своей мелодической рельефностью и ритмической остротой, определили кульминацию концерта, что максимально заполненный зал разразился шквалом оваций. Зал аплодировал стоя, долго не отпуская музыкантов. 


         Старт Шестому Транссибирскому Арт-Фестивалю дан и впереди публику ждет множество интересных программ, ярких концертов и неожиданных премьер. 


         Я также поздравляю слушателей и гостей с весенним праздником Музыки, благодарю команду организаторов и участников фестиваля за мастерство и высокий профессиональный уровень. Браво, Новосибирский академический симфонический оркестр и маэстро Зандерлинг, браво, Вадим Репин!


Маргарита Мендель 

частный журналистский проект notes Musica opus 


Фото Александра Иванова

Комментариев нет:

Отправить комментарий